Очередной потребительский конфликт произошел в Минске. В редакцию Onliner.by обратился Алексей, который купил своей девушке кольцо в ювелирном магазине Ziko в ТЦ «Столица». По словам мужчины, покупка, которая обошлась ему чуть более чем в $100, оказалась не по размеру его любимой. В магазине отказались принять кольцо и обменять его на такое же, только больше размером.
— Недавно купил девушке кольцо в минском ювелирном магазине Ziko (пл. Независимости, ТЦ «Столица»). Но, как оказалось потом, день спустя, я ошибся с размером, кольцо оказалось маловато, — написал Алексей. — Кольцо просто примерили и все, бирка с пломбой на месте, не срывалась, кольцо в коробочке, ни царапины.
Через день позвонил в магазин с просьбой поменять на кольцо большего размера. Мне отказали, руководствуясь тем, что «по закону не положено». Я в первый раз покупал ювелирное изделие, совсем не подозревал о таких законах. В магазине меня никто об этом не предупредил. Предложили обратиться в мастерскую — там, возможно, смогут увеличить кольцо. Но меня такой вариант не устраивает.
Обратился на ифолинию компании-производителя изделия (ювелирный завод «Зорка»). Тот же ответ — по закону не положено. На просьбу объяснить, почему собственно так, почему такой закон, не смогли ничего внятного ответить.
Предложил вернуть кольцо с 40% комиссией от настоящей стоимости, при условии, что куплю другое кольцо. Ответ тот же.
Почему никто толком не может объяснить, почему нельзя принять кольцо назад, ведь оно в таком же состоянии, как когда мне его отдавал продавец? Что мешает это кольцо положить обратно на витрину и продать? Что это за закон такой? Почему никто не предупредил в магазине? Объясните, пожалуйста, ведь в такую ситуацию могу попасть многие.
К своему письму Алексей прикрепил скриншот Skype-переписки с инфолинией компании-производителя:
Onliner.by связался Натальей Фоминой, заведующей магазином Ziko, в котором Алексей совершил злополучную покупку. Вот какой мы получили комментарий:
— Я знакома с этой ситуацией. 5 августа покупатель обращался на инфолинию завода «Зорка» с электронным обращением. Согласно 778-му постановлению Совета министров существует перечень товаров, которые не подлежат обмену и возврату. В него входят и ювелирные изделия. На основании этого постановления мы не имеем никакой возможности заниматься обменом и возвратом, если речь идет об изделиях надлежащего качества. Но если есть какой-то производственный дефект, мы обращаемся в сервис-центр, нам выдают соответствующий акт. В таком случае покупатель, разумеется, может обменять изделие, получить скидку и т. д.
Я полагаю, что Совет министров включил ювелирные изделия в список товаров, не подлежащих обмену, из-за большого количества подделок. Мы должны гарантировать безопасность покупателю, который приобретает у нас изделия. Как только украшение покупают и выносят из магазина, мы не можем проследить его дальнейшую судьбу. Получается, что если человек возвращает изделие в магазин, то следующий покупатель, который будет его приобретать, фактически не защищен. Особая опасность здесь, конечно, в изделиях со вставками — бриллиантами, полудрагоценными камнями. Мы не можем знать: нам вернули изделие с этим камнем или это точная копия? Подделки очень распространены, и не каждый геммолог сходу сможет определить, натуральный камень или нет. Для этого нужно специальное оборудование. К тому же, геммологов в Беларуси очень мало, камни идентифицировать очень сложно. Подделок золота тоже хватает».
Так кто же все-таки прав: покупатель, не срывавший бирки с кольца, или магазин? Разъяснить ситуацию мы попросили независимого адвоката Сергея Зикрацкого.
— Магазин в данной ситуации поступил правомерно — он не обязан принимать кольцо обратно.
Закон «О защите прав потребителей» предоставляет потребителям право в течение 14 дней с момента приобретения непродовольственного товара возвратить этот товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. В случае разницы в цене производится перерасчет с продавцом.
Однако закон предоставил правительству право определить перечень доброкачественных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Такой перечень утвержден Постановлением Совета министров от 14.06.2002 №778, и в этом перечне есть изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни, изделия из жемчуга и янтаря.
Что касается комиссионной продажи ювелирных изделий, то это разрешено законодательством. Но для этого надо получать отдельную лицензию. Возможно, магазин не имел этой лицензии или просто не хотел этим заниматься, ведь это может отразиться на его имидже. В любом случае, это его право.