Изнутри: как устроен минский суперстор

 
2529
07 августа 2013 в 8:30
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Аркадий Соболев
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

В отношении сети магазинов «Родная Сторона» наши читатели не раз высказывали самые разные претензии: «продукты просроченные», «кассиры не умеют работать», «свежий хлеб — из разряда сюрпризов»… Однако год назад компания решила серьезно заняться своим имиджем. Старые магазины ремонтируют, новый брендбук заказали у австрийцев, придумали фирменный девиз — «Свежесть!». Чуть больше месяца назад в Домбровке, спальном микрорайоне Минска, открылся самый большой магазин, или, как его называют владельцы, суперстор этой сети. «Родная Сторона плюс» разместилась на площади в 3,2 тыс. кв. м. Администрация суперстора пригласила Onliner.by в гости, обещая показать «уникальный для Беларуси формат торговли» и пустить в закрытые для посторонних цеха.

Новый суперстор «Родная Сторона плюс» открылся в ТЦ «Бонус». Первое впечатление от центра — чисто и безлюдно. Администрация магазина встречает нас у входа. «Сейчас все-таки разгар рабочего дня, да и потом, сезон отпусков, район не до конца застроен — вот и покупателей не так много», — как будто оправдывается специалист по PR Анна Кузьменкова.

По словам директора суперстора Натальи Нестерович, магазин ориентирован на молодые семьи с маленькими детьми — именно таких покупателей в спальном микрорайоне должно быть больше всего. Ценник — для покупателей среднего и «среднего плюс» классов.

В новом суперсторе есть собственное производство. Первый цех, который нам обещали показать изнутри, — мясной. «От мясокомбинатов получаем полутуши, обваливаем и разделываем. Сейчас в стране такая проблема со свининой, но не в нашем магазине! Мы работаем только с мясокомбинатами, все проверенное, с сертификатами», — рассказывает завпроизводством Ирина Снарская. В цеху 12-часовую «вахту» несут четыре человека: два обвальщика, полуфабрикатчик и мастер. Их работа — обвалить тушу, разделить на части. Они готовят наборы для бульонов, полуфабрикаты для отбивных, дробят мясо на крупные и мелкие куски. Самый дорогой продукт в цеху — это, конечно, полендвица. Вообще, обвальщик — одна из самых сложных и самых высокооплачиваемых работ в магазине. «Сколько они получают — секрет», — отвечает на вопрос о зарплате директор. Работники цеха отрешенно молчат.

Корейку разделяют специальной пилой.

Полуфабрикаты, по словам завотделом, хранятся не больше 48 часов. А как быть с мясом, которое за это время продать не смогли? «Мы делаем ровно такое количество продукта, которое успевают купить», — убеждает Наталья Нестерович.

Охлажденная курица на льду. Директор уверяет, что такую во всем Минске нигде, кроме их магазина, не найти. Грудка стоит 36 150 рублей, бедро — 38 000, окорочок — 36 900.

Очередные двери, которые закрыты для покупателей, но сегодня открыты для нас, ведут в цех готовой продукции. Здесь жарят блины, делают курицу-гриль, варят овощи в огромном котле, нарезают бесчисленное количество салатов.

Сушист Александр показывает, как он готовит роллы. Александр отвечает кратко, весь погружен в работу: «Делать суши меня научил мастер, которого специально приглашали в магазин. Его специально нанимали, и он обучал сотрудников…»

То есть достаточно нескольких месяцев, и вот ты уже искусно, по всем правилам, готовишь блюда традиционной японской кухни? «В специализированных белорусских ресторанах настоящие суши, наверное, есть, но в формате кулинарии их все-таки нет», — признается завпроизводством.

Следующая опорная точка в суперсторе — это кондитерский цех: место, в котором на свет появляются булки, хлеб, торты, пирожные. Усилиями десятка работников магазин делает около 20 видов кондитерских изделий, иногда больше. Расчет простой: выпустить в сутки нужно ровно столько сладостей, сколько захотят купить посетители.

Приготовление крема — основа основ. Есть и белковый, и масляный, и на сливках, и со сгущенным молоком, и с повидлом… «Берется яйцо, делится, бьется, проверяется на качество, подбивается в массу, затем разливается в формы или пласты — так называемые размазки. Они охлаждаются, а на следующий день их разрезают или сворачивают в рулеты, пропитывают при необходимости, посыпают отделкой, украшениями — и торт готов», — верна кондитерской терминологии начальница цеха.

«Мы готовим шоколадные украшения, желированные шарики. Их все и не назовешь: разных видов отделки так много, просто море!» — говорит сотрудница.

Тут же готовится тесто в специальных тестомесах, рассчитанных на 100—240 килограммов продукта. Мука подается через специальный дозатор, другой прибор подводит воду. «С водичкой проще: не нужно так тщательно вычислять количество ингредиентов, добавил жидкую фракцию — и все», — объясняет сложности процесса начальница цеха.

«Только мусор не снимайте, фотографируйте лучше здесь», — волнуются работники.

За небольшое время «Родная Сторона» сумела обзавестись собственным логистическим центром и сетью поставщиков. «Такого ассортимента томатов вы не найдете ни в одном магазине города, — уверяет директор суперстора. —Кроме того, сейчас сезон дынь. И у нас есть эксклюзивные варианты. Например, четыре сорта испанских дынь, которые вы не купите на рынке: Galia, Cantaloupe, Piel de Sapo, Amarillo Encasado. А еще уникальный желтый арбуз Amarilla».

Но почему-то ни одного покупателя с дынями в отделе не видно.

Экскурсия по магазину продолжается. «Все зоны в нашем суперсторе, как и в других магазинах сети, оформлены в разных цветовых решениях. Красный цвет — это мясная зона, копчености, колбасы. Рыба — в бирюзово-синей гамме, в желтой — сыры. Все это сделано для того, чтобы покупатель мог интуитивно ориентироваться, в каком отделе найти нужную продукцию», — объясняют нам.

Около касс на своем посту стоит начальник службы охраны Сергей Амейчик. «Какими способами мы следим за тем, чтобы посетители не воровали, — это тайна, — говорит он. — Поверьте, вынести товар из суперстора не так-то легко. Да, случаи были. Но обычно это просто забывчивость покупателей. Милицию мы в таком случае не вызываем. Бывают, конечно, и совершенно неадекватные покупатели, тогда приходится обращаться к правоохранительным органам. Чаще всего это молодые люди, которые не хотят работать, своим трудом зарабатывать деньги… Кстати, в магазине запрещено фотографировать, потому что это торговая марка, здесь свои порядки».

«До ребрендинга магазины нашей торговой сети выглядели, скажем так, совсем по-другому. Сейчас около 40 объектов мы уже поменяли, и этот процесс будет продолжаться. Меняется не только вывеска, но и все внутренности магазинов, — говорит Анна Кузьменкова. — Мы хотим взять свежестью, обойти другие сети за счет этого и занять свое место на рынке».

На этом экскурсия закончилась. Осталось ощущение, что о «Родной Стороне плюс» мы, по большому счету, так ничего и не узнали. Новый магазин похож на большую и яркую игрушку, но как устроен этот механизм внутри? Руководство не пожелало пускать журналистов за многие двери, во время фотосъемки нам часто говорили: «Скорее закройте эту дверь, не ходите туда, не снимайте это!» Но ведь если ребрендинг выполнили качественно, тщательно поработали не только над «оберткой», но и над содержимым, разве компания будет что-то скрывать?