Ректор БГУ: «Профессора недовольны ЦТ, говорят, дети с каждым годом приходят все хуже»

 
1991
01 августа 2013 в 13:01
Источник: «Российская газета»

Журналисты «Российской газеты» пообщались с ректором БГУ Сергеем Абламейко. Академик говорил о том, что после ЦТ дети приходят с более слабыми знаниями, особенно по математике и физике. Ректору приходится бороться с деканами и профессорами, чтобы избежать массовых отчислений.

— Вас удовлетворяет действующая система приема выпускников школ в вузы, и каков процент отчисления студентов БГУ после первой сессии?

— Это вечный спор. ЦТ существует уже около 8 лет. Профессора, естественно, недовольны, говорят, что дети с каждым годом приходят все хуже. Но если вспомнить наше время, тогда профессора тоже говорили, что дети приходят все хуже. Получается, что за прошедшие 30—40 лет они должны уже быть со знаниями ниже нуля. У каждой системы есть свои плюсы и минусы. Когда я поступал, были устные и письменные экзамены по русскому и математике. Смотришь в глаза абитуриенту, общаешься с ним, видишь ход его решения. Понятно, что это плюс той системы, но есть и минус. Зачастую оценки ставились непонятно: то ли за знания, то ли за взятку. Конечно, вузам сейчас легче, поступающий приносит свои баллы, мы их ранжируем, и все. Экзамены остались у нас только по творческим дисциплинам.

У ЦТ свои минусы: дети приходят с более слабыми знаниями, чем это было 20 лет назад, особенно по математике и физике. В школе их просто натаскивают, они заучивают ответы и не думают над ходом решения задачи. Трудно сказать однозначно, что лучше. Я сам учился 5 лет математике, и мне ее так давали, что сейчас ее точно столько не нужно. Мы сейчас все переосмысливаем процесс образования, это мировой вопрос, как учить и чему учить. Дети сегодня есть разные, я сам, когда общаюсь, вижу, что многие из них, как сегодня говорят, «очень продвинутые», много знают, многим интересуются. Всем очевидно, что преподавать, как раньше — читаешь все, они за тобой пишут, — нельзя, им это неинтересно. Сегодня есть другие возможности и технологии. Я сегодня требую, чтобы все профессора выкладывали в интернет свои лекции и лабораторные. Студенты должны иметь возможность общаться с преподавателем в интернете — обсуждать вопросы, решать задачки.

Процент отчисления после первого курса, конечно, больше, чем после других курсов. Я всегда деканов прошу: подходите к первой сессии мягче. К нам в БГУ поступают с высокими баллами, в школе это были в основном лучшие дети. Каждый год после первой сессии у моего кабинета толпа родителей: «Как же так, мой ребенок был лучшим в школе, а вы его отчисляете?» Для детей, конечно, первая сессия всегда стрессовая. Я помню, как сам пришел, когда был студентом, на свою первую сессию и не знал: то ли я все знаю на пятерку, вроде все выучил, то ли вообще ничего не знаю. Благо пятерка вышла. Поэтому мы в первом семестре устраиваем дополнительные и факультативные занятия. Родителей собираем минимум два раза, объясняем и показываем, как дети учатся, что надо делать, чтобы ребенка не отчислили. Борюсь с деканами и профессорами. Они мне постоянно говорят: «Вот смотрите, первая сессия закончилась, вот сколько двоек». Я всегда отвечаю: «Дети из школы пришли, и других детей у нас не будет, давайте их учить». Конечно, отчислять все равно приходится. Отчисляем и иностранцев, и белорусов — 1,5 тыс. каждый год с дневного и заочного отделений.

— Сегодня многие университеты следят за различными рейтингами лучших учебных заведений мира. Вы проводите мониторинг данных рейтингов?

— Да, мы ведем мониторинг. Участие в международных рейтингах является одним из направлений стратегического развития нашего университета, которое позволяет эффективно включить университет в международную образовательную среду, согласовать образовательные и научно-исследовательские процессы с международными правилами и стандартами в сфере образования. Мониторинг рейтинга БГУ позволяет корректировать направления образовательной, научной и управленческой политики университета.

Например, согласно британскому рейтингу QS, который выделяет 700 лучших университетов мира, БГУ второй год подряд входит в 550 лучших, в том числе в 10 лучших среди университетов стран СНГ. Рейтинг QS делает акцент на репутации университета на рынке высшего образования, основывается на анализе данных об университетах и опросах экспертов, из-за чего в рейтинг включено ограниченное число высших учебных заведений.

Согласно испанскому рейтингу Webometrics, который ранжирует более 20 тыс. вузов через их присутствие в интернете, БГУ входит в 5 лучших вузов стран СНГ. Выше в данном списке находятся Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Томский государственный университет и Национальный технический университет Украины. А вот согласно рейтингу онлайнового проект-организатора соревнований по программированию TopCoder (США) по итогам 2012 года, в номинации Algorithm (алгоритмическое программирование) БГУ вошел в пятерку сильнейших вузов мира. В алгоритмическом программировании, согласно позиции в рейтинге TopCoder, он обошел МГУ, Варшавский, Шанхайский и Пекинский университеты, Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, Стэнфордский университет и другие.

Источник: «Российская газета»