Продавцы: белорусы не хотят покупать отечественные пылесосы и утюги, разработанные полвека назад

 
3906
01 августа 2013 в 9:19
Источник: «СБ»
Источник: «СБ»

Склады многих предприятий сегодня трещат по швам. Одна из причин чрезмерной затоваренности — вытеснение с полок магазинов белорусских товаров импортными аналогами, которые активно закупают различные торговые сети. По данным Белстата, доля продажи изделий белорусского производства в розничном обороте в январе — июне составила 71,5%, что несколько ниже уровня I полугодия 2012 года (72,7%). Особенно непростое положение — в реализации непродовольственных товаров: объем таких товаров, произведенных в Беларуси, составляет всего около 60%. О том, как изменить ситуацию, рассуждает газета «СБ».

В проблеме разбирались участники коллегии Минторга. Они посетили крупнейший в Гродно магазин по продаже электронной и бытовой техники, открывшийся в городе всего год назад. Что сразу там приятно удивило, так это близкое соседство на торговых полках белорусских и импортных товаров. Выбирай, что тебе нравится: по качеству и цене. К сожалению, на этом первые радужные впечатления померкли.

В павильоне по продаже телевизоров многолюдно. Но посетители магазина чаще задерживались у импортных образцов. Почему так? Ответ прост. На стеллаже рядом стоят два телевизора. Аналогичное по размерам изделие нашего известного предприятия проигрывает уже чисто внешне: картинка уступает зарубежному изделию по цвету, зернистости, другим параметрам. Как потом выяснилось, проигрываем здесь не только в качестве изображения, но и в экономичности. Наш «ящик», как оказалось, потребляет в четыре раза больше электроэнергии, а стоит всего на 100 тыс. дешевле своего иностранного конкурента. На соседней полке еще один наш телевизор, который по техническим характеристикам тоже значительно уступал приезжему «сопернику», но при этом стоил на 600 тыс. рублей дороже…

Какую вещь предпочтет покупатель, догадаться нетрудно. Поэтому неудивительно, что продажа белорусских телевизоров в нынешнем году в стране снизилась почти на 8%.

Людей, осведомленных в том, какой товар и почему пользуется повышенным спросом, больше, чем продавцы, пожалуй, не найти. В магазине показали белорусский пылесос. Мало того что его заявленная мощность оказалась таковой лишь на бумаге, так еще и запчасти к этой достаточно простой бытовой технике сложно где-то купить. Дошло до того, что завод не обеспечивает ими в полном объеме даже потребности двух своих фирменных магазинов в Гродно. А вот еще более странная картина. На торговых полках месяцами пылятся гомельские утюги. Почему они не пользуются спросом у населения? Ответ продавцов: это изделие, разработанное еще полвека (!) назад, давно устарело, потому и не выдерживает конкуренции с импортом.

Есть и другие факты. Так, примерно по одной цене стоя́т для продажи стиральные машины белорусского и зарубежного производства. Но с той лишь разницей, что гарантия на техобслуживание у нашей техники три года, а у иностранной такого же класса — всего год. Вот, пожалуй, один из примеров того, что приемы для привлечения покупателя к местному товару найти можно.