Продолжаем рассказ об известных личностях, которые удостоились изображения на купюрах.
Правительство Монголии сочло, что на банкнотах портрет обязателен. При этом изображение национального героя революции, неизменно украшавшее тугрики с 1939 года, за сорок с лишним лет прошло определенную эволюцию, в отличие от портрета В. И. Ленина.
Долгие годы Сухэ-Батора изображали в красноармейской гимнастерке со стоячим воротничком, но в 1993 году переодели в национальный халат и конусообразный колпак.
Среди портретов, которые открывают нам для изучения банкноты разных стран мира, можно увидеть облик таких типов, как, например, бывший капрал французской армии, ставший императором Центральной Африки, Жан-Бедель Бокасса, который на весь мир прославился своим каннибализмом.
В 1966 году начальник штаба вооруженных сил Центрально-Африканской Республики полковник Бокасса сверг правительство президента Давида Дако и объявил себя гарантом конституции. Чтобы двинуться дальше, потребовалось разогнать Национальную ассамблею, которая мешала честолюбивым планам Бокассы. В 1972 году члены нового конгресса торжественно провозгласили Бокассу «пожизненным президентом страны». Сделать следующий шаг и назвать себя императором было уже нетрудно. Бокасса объявил Центрально-Африканскую Республику конституционной монархией, а в монархи короновал самого себя. Когда правитель был свергнут с престола, выяснились жуткие подробности его жизни. Император ел своих подданных — в прямом смысле этого слова. Подручные подыскивали для императора толстого соотечественника, обязательно молодого и некурящего, затем жертву забивали и разделывали опытные мясники. Как свидетельствовали на суде, особенно любил Бокасса пожевать мужские половые органы и сердце. Как он сам считал, в них вся содержатся сила и мужество человека. Оправдываясь перед судом, он говорил, что все эти обвинения беспочвенны. Другие правители посылают своих подданных на войну, где их убивают сотнями и тысячами. А им, мол, было съедено всего несколько человек, причем за каждого родственникам выплачена хорошая компенсация и все они довольны.
После императора остались банкноты с портретами разного вида. Например, Бокасса в военной форме без фуражки, он же в форменном головном уборе, в костюме с пижонской бабочкой…
На всех банкнотах своей страны, вышедших в годы его правления, оставил свой портрет еще один «отец нации», всенародно избранный и всеми любимый правитель Заира господин Жозеф-Дезире Мобуту Сесе Секо. В официальном и куда более торжественном звучании — Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенда Ва За Банга, что дословно в переводе на русский язык означает «великий воитель, оплодотворяющий нацию». Портреты «воителя» также выглядели по-разному. Например, он изображен в леопардовой островерхой шапочке, в очках, в строгом пиджаке или в военной форме с орденской цепью на шее. Еще вариант — в той же леопардовой шапочке, с воротом нараспашку. При этом во всех случаях на банкнотах изображен леопард в прыжке. Некоторые коллекционеры шутят, что это тот самый леопард, который пошел на шапочку президента.
Есть еще одна интересная фигура на бумажных деньгах, о которой стоит сказать несколько слов, — это Сапармурат Атаевич Ниязов, Туркменбаши, пожизненный глава туркменской нации. Выросший и воспитанный в лоне Коммунистической партии Советского Союза, Ниязов занимал ответственную должность в аппарате Центрального комитета КПСС в Москве, был председателем Совета министров Туркмении, затем — первым секретарем Компартии Туркменистана. После распада СССР он стал президентом республики. Он объявил себя отцом и благодетелем туркмен, их пожизненным вождем.
Каждое утро дикторы республиканского радио Туркмении взывают: «Аллах, благослови нашего вождя, сохрани ему жизнь на долгие годы и окажи ему содействие во всех его начинаниях». Затем звучит гимн Туркмении, после чего следует вторая часть обращения к народу: «Просим произнести клятву верности: Туркмения — моя родина, и если я нанесу ущерб своему отечеству, пусть отсохнут мои руки, если я скажу что-то плохое о своем отечестве, о своем президенте, пусть отсохнет мой язык, а если же я изменю своей родине, то пусть прекратится мое существование». Вступая в армию, молодые туркмены приносят присягу на личную верность Туркменбаши. Пока он единственный из властителей стран Средней Азии украсил своим портретом деньги — манаты. Введены эти знаки в 1993 году. На банкноте в 10 000 манатов выпуска 1998 года Ниязов еще без заслуженных орденов.
На другой, выпуска 1999 года, мы видим его уже с высшими наградами Туркмении.
Во многих цивилизованных странах с демократическим строем существуют законы, запрещающие помещать на денежных знаках и почтовых марках изображения избранных народом и стоящих у власти персон. Напомним, что на купюрах нашей страны также нет изображений людей, которые находятся у власти. На банкнотах в таких случаях изображены портреты великих ученых, писателей, поэтов — людей, своими трудами внесших вклад в мировую цивилизацию и прославивших собственную нацию. Так, на банкнотах Франции до того как их заменил евро можно было найти портреты Мольера, Пастера, Вольтера, Паскаля, Берлиоза, Делакруа, Дебюсси, Экзюпери и других великих французов. В Киргизии первый выпуск своих национальных банкнот украсили портретами киргизского дирижера и композитора А. Малдыбаева, балерины Б. Бейшеналиевой, ученого и общественного деятеля К. Тыныстанова.
Также история знает случай, когда безудержное стремление увековечить свой облик на деньгах привело человека к печальным для него последствиям. В 1793 году французский народ сверг своего короля Людовика XVI, и тот пытался бежать из страны. Бежать оттуда было несложно. Портретов монарха в общественных местах не развешивали, фотографий тогда еще не существовало, поэтому редко кто из поданных короля знал его в лицо. Беглеца подвел непредвиденный случай. Офицер, досматривавший на границе карету, заметил, что лицо пассажира сильно напоминает ему портрет, изображенный на французских деньгах — луидорах. Так король и попался, а затем был казнен на гильотине.