Вода, песок, железо: Onliner.by сходил в рейс с грузовым теплоходом

 
3419
64
03 июля 2013 в 12:35
Источник: Андрей Рудь

Большинство из нас знает о работе белорусского флота немного. Как, впрочем, и о его существовании. Те, кто что-то знает, в основном судят по тому, что видно с пляжа. В лучшем случае — с палубы прогулочного теплохода. Мы посмотрели, как это все выглядит изнутри — с рабочего буксира. Несмотря на непростые времена, настоящий грузовой флот продолжает жить. И такой картинки не увидишь больше нигде.

Как ни удивительно, многие гомельчане смутно представляют себе, где находится грузовой порт. Некоторые уверены, что это понтон у Киевского спуска, куда подходят прогулочные теплоходы. Между тем настоящий большой порт совсем рядом, почти в центре города:

Буксировщики — основа отечественного грузового флота. Когда-то их на наших реках были сотни. Осталось мало. В гомельском порту сейчас на ходу пять. Но прогресс есть: 6 лет назад работал один.

Они не возят дачников, не занимаются прогулками. Здесь все крайне серьезно. И народ серьезный:

На теплоход БТ-140 мы подсаживаемся, когда он толкает рудовоз на выгрузку. Плавучий кран ждет в затоне ниже по течению. Этот песок пойдет на строительство 104 микрорайона. Фактически весь микрорайон будет стоять на том, что намыл и перевез флот.

За штурвалом первый помощник капитана-первый помощник механика Сергей Крышнёв:

Моторист Сергей Руденков:

С помощью натяжного устройства корма рудовоза плотно прижимается к «обрубленному» носу толкача. При желании можно толкать и два рудовоза либо тащить их за кормой:

Некоторые портовые краны неподвижны, давно нуждаются в ремонте. Некоторые крутятся, выгружают песок. Его продажа — одна из главных статей дохода порта.

 

— Совсем «посыпалась» вода, — горюет Крышнёв, имея в виду быстро мелеющую реку.

Интересуемся, сколько везем песка.

— Да ерунда совсем. Грузимся на метр тридцать осадки и то дно уже цепляем...

Ерунда в представлении Сергея — это примерно 400 тонн. При полной осадке один рудовоз берет больше 1000 тонн. Теплоход  в идеале способен буксировать три рудовоза — вес железнодорожного состава. Такая грузоподъемность при „бесплатных“ путях считалась одним из преимуществ водного транспорта. Реки, впрочем, оказались не такими уж бесплатными. Надо приводить русло в порядок.

Вообще, мелководье, узкие места и сложное течение — специфика белорусских рек. Потому и ценятся здешние судоводители, к примеру, в Сибири.

К нашему прибытию на кране опять что-то ремонтируют, работает сварка. Техника старая, приходится постоянно приводить в чувство:

 

Ждем:

Наконец техника ожила:

После выгрузки с порожним рудовозом отправляемся теперь уже вверх по течению, к земснаряду. Он стоит в урочище Боровая.

Красивых круглых штурвалов из старых фильмов давно не существует. Теперь это вертикальная рукоятка, связанная с гидравликой. Стрелка на пульте показывает, на сколько градусов и в какую сторону повернуто перо руля:

Проблема в том, что состав имеет гигантскую массу. На поворот руля все это реагирует с серьезной задержкой. Кроме того, надо учитывать течение, ветер, глубину, наличие рыбаков-камикадзе на судовом ходу, множество других факторов. Периодически Крышнёв включает сирену, чтобы отогнать слишком отважных пловцов и лодочников.

Вообще, речной буксир советской постройки — чрезвычайно живучее, автономное и на удивление комфортное сооружение:

Основной двигатель, потребляющий пять ведер дизтоплива в час, крутит гребной винт и вырабатывает электричество на ходу. Относительно небольшой дизель-генератор обеспечивает питание на стоянке.

Также можно с помощью кабеля подключиться к берегу:

В идеале в порту можно заправить два полутонных бака питьевой водой, которая пойдет в судовой водопровод. Но при таких коротких рейсах в этом нет необходимости. Проще набрать ведро из-под крана.

Есть полноценный душ с горячей водой. Жилые помещения расположены в нижнем ярусе. На нашем теплоходе 6 одноместных и двухместных кают:

Внутри все просто, удобно, компактно:

Большинство кают сейчас пустует. Когда-то теплоходы были „населены“ весьма плотно. Полный экипаж — 7 человек, включая повара. Теперь работают посменно по двое, а про поваров помнят в основном ветераны. При этом на камбузе имеется большая и основательная штатная электроплита с духовкой — хоть пироги пеки. Теперь она обычно простаивает. Дальние рейсы случаются редко, обходятся микроволновкой и электрочайником.

При этом обустроено все очень толково, удобней, чем в иных квартирах. С камбуза раздаточное окошко открывается в салон с диванами, телевизором и многочисленными советскими вымпелами:

Часа два пути, и за поворотом появляется зеленый силуэт:

Земснаряд ЗС-05 — тоже раритет 50-х годов постройки. Во всех отношениях уникальная штука. Этот земснаряд пережил многих, кто на нем работал:

Принцип действия простой: со дна засасывается вода с песком, после чего все это выливается в грузовой ящик рудовоза. Вода стекает, песок остается:

Как известно, можно бесконечно глядеть на то, как трудится человек, горит огонь и льется пульпа из трубы ЗС-05:

Иногда песок приносит сюрпризы. Говорят, в прошлом году засосали ядро. Сам Крышнев нашел в рудовозе армейскую флягу с нацарапанной фамилией хозяина. Где сгинул тот Борисюк — неизвестно, а фляжка почти как новая:

После загрузки отправляемся в обратный путь:

Буксиру с грузом — дальше на выгрузку, нам — на берег.

В порту на пирсе стоит пожилой человек, любуется на суда. Оказалось — бывший капитан легендарного ледокола «Полярный» Афанасий Шкляров. Это отдельная история:

Когда этот теплоход появился в порту, никто уже не помнит (разумеется, в просторечье его тут же переименовали в «Популярный»). Достался он речникам от гитлеровцев: это трофейный сторожевой катер с латунными кольцами иллюминаторов и клепаным корпусом. Судно переделали под гражданские надобности. Ходит легенда, что изначально назывался он «Adolf Hitler». Якобы иногда, если свет падал на борт под определенным углом, можно было разглядеть это название: как ни закрашивали, рельеф проступал. Трофей исправно служил порту до 80-х: ломал лед, ходил по всем судоходным рекам страны, позже выполнял рейдовые работы в порту, расталкивал рудовозы, перевозил людей с берега на берег. Потом его по ветхости распилили на металлолом. Теперь даже снимков не найти. Говорят, где-то на складе должна быть рында...

Кстати, говорят, в одном из затонов стоит еще один раритет — немецкая клепаная «нефтянка» (несамоходное судно для нефтепродуктов).

Старый капитан отвел к памятнику, который соорудил своими руками. На мощной стальной плите выбиты имена 60 погибших на войне речников. Правда, стела эта находится на закрытой для посторонних территории порта, никто ее больше не видит:

Что любопытно, в порт уже возвращаются люди, которые уходили в 90-е, когда флот начал сходить на нет.

Источник: Андрей Рудь
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
03.07.2013 в 12:38
сусанины епт
03.07.2013 в 12:40
интересный репортаж, спасибо
03.07.2013 в 12:45
ничего себе расход дизелька!!!
03.07.2013 в 12:57
Хороший рассказ, а фото сварки просто шикарно!
03.07.2013 в 12:58
супер!
03.07.2013 в 12:58
Поболее б таких занимательных репортажей. Ибо так можно узнать про то, что слышал лишь краем уха.
03.07.2013 в 13:03
у нас баркас такой был, или чуть поменьше.
03.07.2013 в 13:18
Отличный репортаж, красивые снимки - онлайнер, оказывается можно сделать хорошо )))

Автор: Андрей Рудь - так держать!
03.07.2013 в 13:27
Мне очень понравился репортаж и фото. Беззлобный, спасибо и на том. Думаю, по тексту понятно, как его можно было нехорошему журналисту окрасить.
03.07.2013 в 13:27
В порту на пирсе пирсе стоит пожилой человек
03.07.2013 в 13:30
спасибо за репортаж!
03.07.2013 в 13:45
репортаж так себе, фото - полный отстой, урывки какие-то непонятно чего.
Даи целостности рассказа нет, с 5-го на 10-е.
Наймите в конце-концов нормальных журналистов...
03.07.2013 в 14:03
Спасибо! Очень интересно!
03.07.2013 в 14:07
про метро сделайте (и чтоб запись из кабины была сделана - интересно же!)
Или про поезда. Я джва года ждал такой репортаж
03.07.2013 в 14:24
Удручающее зрелище.ФЛОТА В БЕЛАРУСИ НЕТ!!! Сам в некоторой мере связан с флотом. Персонал в целом работяги преклонного пенсионного возраста, держащиеся только на инициативе. Все оборудование устарело еще 20 лет назад, добивают то, что осталось после развала СССР. Зато счетчики на топливо поставили - это приоритет!!! НАЧАЛЬНИКИ, где спецодежда персонала??? Где перчатки, где защитные очки,каски, рабочие ботинки во время швартовых операций??? Зато министерство морского и речного флота занимает целый этаж в Минске с полным штатом начиная с министра и его замов. ПОЗОР!!!
03.07.2013 в 14:28
Ах да, про журналиста, не знаете технической тематики, не пишите чушь и не измеряйте расход в ведрах , вас читают технически образованные люди.
03.07.2013 в 14:28
интересно читать было
03.07.2013 в 14:33
спросите какая у них ЗП моряки
03.07.2013 в 14:42
В порту на пирсе пирсе стоит пожилой человек,

Исправьте!
03.07.2013 в 14:47
пока навигация идёт, то и зп идет, а дальше крутись как хочешь...
03.07.2013 в 14:57
Зато министерство морского и речного флота занимает целый этаж в Минске с полным штатом начиная с министра и его замов. ПОЗОР!!!
"san4ous81":

Зачем пургу гнать? У нас нет такого министерства! И министра морского и речного флота нет в помине.
Есть управление морского и речного флота, которое входит в Минтранс.
03.07.2013 в 15:11
работал раньше на флоте тут показан идеальный вариант из существующей ситуации флоте.. На самом деле там твоирится ужас.. Большенство работяг деграданты полные кадированные по 5-10 раз, быдло, из молодых кто остается работать там те вообще никчемные в нормальной жизни.. в таких условия работать невозможно отношение начальства как быдлу конченному.. не помыться не пожрать не поспать.. Все старое паломанное никому ничего не надо.
03.07.2013 в 15:12
А где повариха и котэ
03.07.2013 в 15:16
управление морского и речного флота
"oceanus":

действительно, но смысл от этого не меняется. Ресурсы растрачены, помещения портов, имущество, реальной круглогодичной работы нет и не будет. Я уже молчу о судоремонте и судостроении. Специалистов нет, хотя СПТУ 30 в Гомеле и техникум в Светлогорске думаю еще продолжает выполнять госзаказ. Технологий нет и не будет. Огромное количество участков рек сдано под аренду - вот такой выход нашли в министерстве или управлении - это уже не важно. Похерена целая отрасль, и для её восстановления нужно начинать с нуля , а это никому не нужно...
03.07.2013 в 15:36
блин вспомнить молодость !.. я ходил бт-12? порт приписки Гомель.
повариха кстати у нас была, только часто на берег сбегала на 2 недели.
03.07.2013 в 15:39
Удручающее зрелище.ФЛОТА В БЕЛАРУСИ НЕТ!!! Сам в некоторой мере связан с флотом. Персонал в целом работяги преклонного пенсионного возраста, держащиеся только на инициативе. Все оборудование устарело еще 20 лет назад, добивают то, что осталось после развала СССР. Зато счетчики на топливо поставили - это приоритет!!! НАЧАЛЬНИКИ, где спецодежда персонала??? Где перчатки, где защитные очки,каски, рабочие ботинки во время швартовых операций??? Зато министерство морского и речного флота занимает целый этаж в Минске с полным штатом начиная с министра и его замов. ПОЗОР!!!
"san4ous81":

+100500
03.07.2013 в 16:11
Круто!
03.07.2013 в 16:21
работал раньше на флоте тут показан идеальный вариант из существующей ситуации флоте.. На самом деле там твоирится ужас.. Большенство работяг деграданты полные кадированные по 5-10 раз, быдло, из молодых кто остается работать там те вообще никчемные в нормальной жизни.. в таких условия работать невозможно отношение начальства как быдлу конченному.. не помыться не пожрать не поспать.. Все старое паломанное никому ничего не надо.
"VyDDik":



вот и я о том же, в глубинке З/П на новой ферме комлексе 1500 рублей ходят каждый день
конечно народ спивается от счастья и весёлой жизни.
03.07.2013 в 16:43
Нормальная статья, пару глупых опечаток по тексту, но в целом хорошо, этот репортёр есть свой хлеб не зря, чего нельзя сказать о остальных лоботрясах копипастеров из этой песочницы.
03.07.2013 в 16:47
интересный материал!! фото тоже хорошо сделаны
03.07.2013 в 17:01
интересный материал!! фото тоже хорошо сделаны
"eeeeeee":

полностью согласен!
03.07.2013 в 17:36
нехватет фотографий "с расстояния" или как - общих планов.
03.07.2013 в 17:38
интересно и познавательно. мне понравилось! так бы и дальше.
03.07.2013 в 17:39
Огромное количество участков рек сдано под аренду - вот такой выход нашли в министерстве или управлении
"san4ous81":

ваше волнение немного мешает вам мыслить логически. Какое отношение Минтранс имеет к сдаче водоемов в аренду, и при чем тут это вообще?
03.07.2013 в 17:52
На самом деле хороших фоток не так уж и много.. Но они есть и очень даже айс) Собственно как и текст ^^.
03.07.2013 в 17:53
Автор - молодчага. Онлайнер - приятно удивил. Бывают интересные статьи раз в месяц.
03.07.2013 в 18:14
Автор, много совершенно пустых фото.
03.07.2013 в 18:20
+++
03.07.2013 в 18:53
Спасибо за отличный репортаж!
03.07.2013 в 18:54
- Товарищ капитан, якорь всплыл!
- Хм, дурная примета...
03.07.2013 в 19:00
спасибо, отличный репортаж. хотелось бы больше фото судов.. посмотреть бы весь арсенал гомельских речников!
03.07.2013 в 19:02
Фотки пересвечены и выкручена яркость.
03.07.2013 в 19:04
Похерена целая отрасль, и для её восстановления нужно начинать с нуля , а это никому не нужно...
"san4ous81":


+1
Я еще застал времена,когда сожско-днепровская акватория от
Гомеля до Киева напоминала оживленную трассу... Развал и упадок в речном хозяйстве конечно ужасающий,такого нету наверное ни в одной другой отрасли.
03.07.2013 в 19:08
Ну блин интересный репортаж. Спасибо.
03.07.2013 в 19:13
про метро сделайте (и чтоб запись из кабины была сделана - интересно же!)
Или про поезда. Я джва года ждал такой репортаж
"Rommel":

про самолеты лучше сделайте, где у нас обучают летают школы пилотов-любителей и т.п., в сводке то навернулся недавно легкомоторник под моло
03.07.2013 в 19:16
Отличный репортаж.
Спасибо.
03.07.2013 в 20:44
Про пинский речной флот ещё бы статейку, база есть для репортажа: баржы, ручные паромы, порт, судо-ремонтный завод, речной вокзал, катера-самоубийцы и т.д. Ждём про Пинск подобного репортажа ....
03.07.2013 в 21:16
Спасибо! За репортаж. Фотографу - отдельное спасибо, молодец!
03.07.2013 в 21:37
Удручающее зрелище.ФЛОТА В БЕЛАРУСИ НЕТ!!! Сам в некоторой мере связан с флотом. Персонал в целом работяги преклонного пенсионного возраста, держащиеся только на инициативе. Все оборудование устарело еще 20 лет назад, добивают то, что осталось после развала СССР. Зато счетчики на топливо поставили - это приоритет!!! НАЧАЛЬНИКИ, где спецодежда персонала??? Где перчатки, где защитные очки,каски, рабочие ботинки во время швартовых операций??? Зато министерство морского и речного флота занимает целый этаж в Минске с полным штатом начиная с министра и его замов. ПОЗОР!!!
"san4ous81":


Флот в Беларуси ЕСТЬ !!! Уже почти ТРИ года ! Называется ЗАО "БЕЛМОРФЛОТ". Занимается перевозкой по морю калийных минеральных удобрений в Латинскую Америку Зарплаты: директор - 25 млн.руб., управленцы - 15 млн.рублей. Учредители - 100% иностранные резиденты.
03.07.2013 в 21:59
Удручающее зрелище.ФЛОТА В БЕЛАРУСИ НЕТ!!! Сам в некоторой мере связан с флотом. Персонал в целом работяги преклонного пенсионного возраста, держащиеся только на инициативе. Все оборудование устарело еще 20 лет назад, добивают то, что осталось после развала СССР. Зато счетчики на топливо поставили - это приоритет!!! НАЧАЛЬНИКИ, где спецодежда персонала??? Где перчатки, где защитные очки,каски, рабочие ботинки во время швартовых операций??? Зато министерство морского и речного флота занимает целый этаж в Минске с полным штатом начиная с министра и его замов. ПОЗОР!!!
"san4ous81":

флота нет? да у нас как бы и моря нет...
03.07.2013 в 22:06
Очень интересно, спасибо
03.07.2013 в 22:12
Фото шикарны!!! Но не хватает общих планов! Сам репортаж суперский.
03.07.2013 в 22:45
Удручающее зрелище.ФЛОТА В БЕЛАРУСИ НЕТ!!! ... Зато министерство морского и речного флота занимает целый этаж в Минске с полным штатом начиная с министра и его замов. ПОЗОР!!!
"san4ous81":

Глупость какую-то вы сморозили. Нет у нас такого министерства.
04.07.2013 в 5:19
Флот в Беларуси ЕСТЬ !!! Уже почти ТРИ года ! Называется ЗАО "БЕЛМОРФЛОТ". Занимается перевозкой по морю калийных минеральных удобрений в Латинскую Америку Зарплаты: директор - 25 млн.руб., управленцы - 15 млн.рублей. Учредители - 100% иностранные резиденты.
"blueship":

Это не флот, я даже не могу это правильным словом назвать - язык не поворачивается. "И все же в 2010 году на белорусском морском горизонте замаячила надежда. Частная компания "Белморфлот" со стопроцентным иностранным капиталом (70% акций принадлежат корпорации Zepter group, 30% - частным зарубежным инвесторам) заявила о готовности инвестировать в создание национального флота 100 млн. USD в течение 5-7 лет, надеясь при этом окупить затраты за 10 лет. ЗАО "Белморфлот" рассчитывало ежегодно приобретать одно-два новых морских судна, а также планировало привлекать деньги на строительство судов в рамках китайской кредитной линии.

Но все эти радужные планы остались на бумаге.

"Сегодня нельзя сказать, что произошел какой-то прорыв в создании национального флота со стороны "Белморфлота". Компания работает в сфере фрахтования судов для перевозки белорусских грузов, пытается их экспедировать. Но какого-то прорыва пока нет и в ближайшее время не ожидается", - отметил А. Чернобылец." Полный текст статьи Про наш флот. От себя: Гос-во с частным инвестором зафрактовало(не купило!!!) одно судно в далеком 2010!!! И при этом уже у нас флот??? Вам самим то не смешно???
04.07.2013 в 5:21
флота нет? да у нас как бы и моря нет...
"Cartman_7":

Бывает и такое, а суда под монгольским флагом встречаются :)
04.07.2013 в 5:22
Глупость какую-то вы сморозили. Нет у нас такого министерства.
"7187770":

читайте выше, уже разобрались, или Вы в танке???
04.07.2013 в 7:29
романтичненько :)
04.07.2013 в 9:49
класс! отличная профессия
мужикам привет!
04.07.2013 в 10:30
Интересно было прочитать. Жду следующий репортаж в таком же стиле с торфяной узкоколейки.
04.07.2013 в 11:00
Хороший рассказ, а фото сварки просто шикарно!
"mr.totoster":

+1
04.07.2013 в 12:07
Основной двигатель, потребляющий пять ведер дизтоплива в час, крутит гребной винт и вырабатывает электричество на ходу

Какой еще гребной винт, там стоят водомёты, автор вообще поленился изучить матчасть.
04.07.2013 в 13:37
Какой еще гребной винт, там стоят водомёты, автор вообще поленился изучить матчасть.
"olwing":

а что такое водомет?
04.07.2013 в 15:49
интересная статья..если бы я так в универе расказывал,то долго там не проучился..а принцип действия землесоса,так это вообще другая история))
22.07.2013 в 21:52
Спасибо! Настоящие! И : ПИОНЕР- ВСЕМ РЕБЯТАМ ПРИМЕР!!!