14 июня в Беларуси пройдет первое в этом году централизованное тестирование — по белорусскому языку. ЦТ пройдет на фоне скандалов, связанных с утечкой информации на вступительных экзаменах в гимназии. Однако, как уверяет Минобразования, честность проведения ЦТ будет контролироваться строжайшим образом. По словам чиновников, нарушения, которые произошли в России, когда у абитуриентов была возможность за несколько дней до ЕГЭ купить все задания и правильные ответы, в нашей стране исключены. О том, можно ли списать на ЦТ, насколько честная в Беларуси вступительная кампания и почему выпускные экзамены в школах — это профанация, корреспонденты Onliner.by поговорили с известным минским репетитором по физике и математике Евгением Ливянтом.
— Есть ли у белорусского студента шанс списать на ЦТ?
— Что значит списать? Многие вообще неправильно понимают ЦТ. Они считают, что это набор задачек, в которых нужно угадать правильный ответ. Ерунда! Математика и физика — это 30 задач, которые нужно именно решить. Глядя на условия, нельзя угадать ответ. Да, есть 18 задач с пятью вариантами ответа и 12 задач, где ответ надо вписать самому. Но по теории вероятности можно набрать максимум 15 баллов, даже если просто взять и поставить все одинаковые галочки, скажем, в каждом задании выбрать второй вариант.
Итак, абитуриент видит перед собой задачу. Что он может списать? Если он ничего не знает и хочет рискнуть, то он может взять мобильный телефон и позвонить тому, кто умеет решать, или сфотографировать задание, выслать по интернету, получить ответ. Но вероятность такого события очень низкая. Потому что на ЦТ безо всяких предупреждений удаляют, даже если просто руку положить в карман. Я и своих учеников об этом предупреждаю. А то ведь большинство школьников привыкли, что замечания учителя — это как «последнее китайское предупреждение», можно списывать сколько угодно. На ЦТ все не так. У меня одного ученика выгнали, когда он полез за калькулятором за 5 минут до конца теста. У него молча забрали работу и все. Другого моего ученика застукали, когда он пошел в туалет и пытался незаметно диктовать условия задачи по телефону, для маскировки спуская воду в унитазе.
Я скажу так: человек с телефоном на ЦТ очень сильно рискует. Конечно, я не берусь утверждать, что он никак не сможет им воспользоваться, ведь сейчас так развита техника (еще чуть-чуть, и беспроводные устройства можно будет вмонтировать куда угодно), но он очень сильно рискует. К тому же тут надо долго тренироваться, специально готовиться, в какую-то разведшколу, что ли, идти: 30 задач, пока все передашь... Такой халявы, чтобы тебе давали внаглую списать, на ЦТ нет. Это не школа.
Вообще, я считаю, что нужно ввести административную ответственность за мошенничество на ЦТ. Чтобы ученик знал, что это не игра. Чтобы он понимал, что в ближайшие пять лет он абсолютно никуда поступить не сможет, например. И не сможет занимать определенные посты в будущем. Ведь это мошенничество, потому что нечестный на руку абитуриент, по сути, занимает место другого студента. А образование нынче дорогое. Уровень развития гаджетов ведет к тому, что через несколько лет начнутся серьезные проблемы. Я допускаю, что будет как в фильмах про разведчиков, когда фотокамеру скрывают в пуговице. Поэтому нужно принимать меры против мошенничества на законодательном уровне.
— Насколько соответствуют оценки школьников на выпускных экзаменах и баллы ЦТ?
— Абсолютно не соответствуют. Я считаю результаты ЦТ объективными, что бы ни говорили о странной шкале подсчета. Мне кажется, результаты теста, разделенные на 10, — это и есть та оценка, которую ученик должен был бы получать в школе. Средний балл ЦТ по математике и физике в Беларуси уже много лет — в пределах 20, что соответствует реальным знаниям абсолютного большинства школьников, то есть оценке 2.
— Возможна ли в Беларуси утечка информации, правильных ответов на ЦТ?
— В отличие от России, у нас ЦТ организовано не то чтобы идеально, но несравнимо лучше, утечки информации не бывает. А если она и происходит, то совсем незначительная — буквально одна-две задачи. И то, подобное случалось лет пять-шесть назад. Тогда каким-то образом стали заранее известны две задачи из тридцати на ЦТ по физике и математике. Насколько я знаю, составители заданий тогда еще не очень хорошо умели пользоваться флешками, не позаботились о защите информации. Но это не было коррупцией, это точно. Просто лажанулись. А то, что мы видим в России, когда можно достать все задания сразу со всеми ответами за несколько дней до ЕГЭ — у нас такого и близко нет. В Беларуси есть случаи, когда уже чуть ли не на работу готовы принимать по результатам ЦТ. Это говорит о доверии к системе.
Я помню, что еще в 2003—2004 годах никто не верил, что экзамены будут проводить честно, и ученики активно покупали фальшивые ответы на ЦТ за большие деньги. И пролетали. Покупали ответы на следующий год, но уже меньше, меньше. И только где-то с 2006—2007 перестали делать это, потому что не было никакого проку. Создание института доверия — это не одномоментный процесс, он длится годами. А ведь это был целый мошеннический бизнес — составление ответов к ЦТ. В начале 2000-х у нас была картина абсолютно аналогичная тому, что сейчас происходит в России. Потом людей постепенно приучили к мысли: купить ответы нельзя.
— Означает ли это, что вступительная кампания проходит у нас идеально честно?
— К сожалению, нет, не означает. У нас очень странно, мягко говоря, происходит процедура зачисления в вузы, после того как результаты ЦТ становятся известны. В последний день зачисления в 15:00 информация на сайтах университетов и электронных табло перестает обновляться, хотя зачисление происходит до 18:00. Официальная версия — это сделано для того, чтобы в последний момент выпускники с родителями не носились по вузам, не перебрасывали документы. Но в реальности именно в эти три часа, а затем и до утра следующего дня происходят разные безобразия — бумаги «нужных» абитуриентов перекладываются на специальность, где им хватает баллов. Я уже предлагал и сейчас повторю другую схему: пусть в первую неделю после подведения итогов ЦТ зачисляют только абитуриентов с 331—400 баллами, во вторую — выпускников с 261—330 баллами и тех, кому не хватило мест в первую неделю, в третью неделю — со 191—260 баллами и не поступивших ранее, а потом всех остальных. Эта мера позволит ученикам с высокими баллами и низкими доходами родителей не бояться, что им не хватит мест на бесплатном отделении и не подавать документы «лишь бы на бюджет».
— Что скажете о выпускных экзаменах в школах?
Выпускные экзамены в абсолютном большинстве школ — это простая формальность, фикция. Не списывает только тот, кто не хочет этого делать. Оценки абсолютно не отражают знания ученика. Ведь низкая отметка — это лишняя головная боль учителю. Она ему нужна? Средний балл аттестата учитывается при поступлении в вуз. Ну зачем учителю создавать лишнюю конфликтную ситуацию с учеником? В Беларуси есть буквально считаные школы, в которых экзамен проводится по-настоящему.
В большинстве школ отличается только степень открытости, с которой преподаватели позволяют детям списывать. Во время экзамена учителя следят, чтобы каждый школьник списал на нужную отметку: слабый ученик — на пять-шесть, хорошист — на семь-восемь, а медалист — на девять-десять. Многие ученики приходят домой гордые со словами: «Я списал, и никто не заметил!» Наивные! Учителя профессионально умеют делать вид, что они не видели шпоры.
Чтобы что-то изменилось, нужно перестать делать вид, что все хорошо. По школьным экзаменам дети получают 7—9, а в реальности это 2 балла. Надо признать, что уровень математического и физического образования в стране крайне низкий. И об этом, на самом деле, знают все. Не думайте, что я кому-то сейчас открываю глаза на проблему. Чушь собачья! Пока это непонятное вранье не прекратится, пока мы сами себя не перестанем обманывать, говорить о каких-либо изменениях бесполезно.
— Скандал этого года, когда перед экзаменами в гимназии произошла массовая утечка информации, что-то изменил в системе образования?
— Да, в этом году был громкий скандал со вступительными экзаменами в гимназии. Родители учеников смогли заранее узнать, какие задания будут на экзамене по математике и какой диктант будет по русскому языку. Утечка была настолько массовой, что во многих гимназиях количество десяток доходило до 70%. Знакомая учительница русского языка рассказывала мне, что была в шоке: диктует ученикам четвертое предложение, а те уже пятое пишут. Родители, видимо, заставили выучить весь диктант наизусть.
Когда в прессе стали писать о том, что произошла утечка, Минобразования решило изменить схему третьего экзамена — по белорусскому языку. В 11:00 на БТ прервали показ какого-то сериала, в кадре появилась сотрудница Минобра. Она крутила лототрон с бумажками, затем демонстративно, не глядя, достала листик и прочитала номер диктанта. В итоге оценки школьников по белорусскому получились гораздо ниже, чем по русскому и математике, ведь выучить текст заранее было нельзя.
Самое печальное, что подобные утечки происходят уже не первый год. Сколько мне учителя рассказывают об этом! Просто в этом году утечка была настолько масштабной, что перешла все разумные пределы. Наверное, на этот раз ее смогли доказать, и теперь к расследованию подключились правоохранительные органы.