Мнение белоруса, достигшего успеха в Америке: чудес не бывает — чтобы заработать приличные деньги, сегодня надо много и усердно учиться

 
4943
01 июня 2013 в 14:01
Источник: Андрей Скотников
Источник: Андрей Скотников

Onliner.by уже рассказывал о судьбе нашего земляка Андрея Скотникова. Он связал свою жизнь с сельским хозяйством, долгое время работал на родине. Потом решился на эмиграцию, получил грин-карту как человек, работа которого отвечает национальным интересам США, занимал ответственные должности в крупных корпорациях, в том числев John Deere. Андрей решил поделиться с нашими читателями своими наблюдениями о том, как к образованию относятся за океаном, и дать несколько советов молодым людям в Беларуси.

Я эксперт по маркетингу, развитию бизнеса и высоким технологиям сельского хозяйства с большим международным опытoм управления (работал в 11 странах), который охватывает с/х производство, разработку и исследования с/х техники и технологий, обучение, производство, маркетинг и их интеграцию. Имею 20 лет опыта работы в сельском хозяйстве России, Беларуси, Украины, Молдавии. И столько же опыта работы в сельском хозяйстве Северной Америки, включая 12 лет успешной инженерной и маркетинговой деятельности в Case IH и John Deere.

В 1976 году я окончил Белорусский институт механизации сельского хозяйства, в 1987-м — Украинскую сельхозакадемию по специальности «Автоматизация технологических процессов в сельском хозяйстве». В 1998-м — Университет штата Миннесота (Магистр по Системам Точного Земледелия), в 2004-м — Университет DeVry, Чикаго (Магистр по Маркетингу).

Для чего я это рассказываю? Не для того, чтобы «похвастаться». Просто в свои 58 лет я студент со стажем, продолжаю учиться и учу других.

Немного об университетской системе образования в США. Университет Миннесоты представляет собой несколько учебных городков — кампусов с  учебными зданиями, лабораториями, библиотекой, общежитиями, домами для преподавателей, кафе и столовыми, спортивными и культурными сооружениями.

Мой учебный год состоял из 3 семестров и длился 9 месяцев — с сентября по июнь. Можно было учиться и летом, что я и делал. Лекции — основа преподавания, читаются для больших потоков студентов. У каждого студента свой индивидуальный учебный план, составляемый каждый семестр. Посещаются лекции  по предметам по выбору,   устойчивых групп нет. Нет необходимости все конспектировать — преподаватель выдает конспект перед лекцией, и студент может добавлять свои комментарии.

Экзамены, зачеты, курсовые, активность и посещаемость оценены в описании курса и составляют 100% общей оценки. Чтобы получить высшую оценку, надо набрать 95—100% всех баллов. В технических предметах финальный экзамен, как правило, составляет 30—40%. Так что учиться приходится постоянно. Все экзамены письменные. За списывание выгоняют из университета.

Я работал и работаю со студентами в Канаде и США с 1991 года. Мой опыт работы со студентами включает наем более 50 интернов и выпускников. Интерны были практически со всего мира, за исключением бывшего СССР.

Первое требование, как всегда, это английский язык, и второе — какой-нибудь нужный для конкретного задания навык: ProE, C++, Visual Basic и т. д. Владение Word, Excel, PowerPoint, Outlook подразумевается как умение читать. Почти все мои интерны по окончании университетов получили хорошие позиции в Case IH, New Holland или John Deere в тех странах, откуда они приезжали на стажировку.

Следующее требование у нанимателя — это высокий средний балл и нахождение выпускника в первой пятерке в своем выпуске. Это является свидетельством того, что соискатель может упорно работать над любыми задачами и достаточно конкурентный в своей группе.

Теперь к реалиям Беларуси.

Мы живем в 21 веке, когда технологии развиваются экспоненциально. И русская поговорка «век живи — век учись» как никогда актуальна. А учеба — это как гребля против течения — только остановился, и тебя несет назад. Здесь, в Америке, ходят «слухи», что к 2025 году знания о технологиях, полученные студентами, устареют к моменту окончания ими университета.

Сегодня границы для перемещения товаров и услуг практически открыты. Поэтому все их производители вынуждены конкурировать на мировом уровне. Другого выхода нет. То есть те, кто не работает на мировом уровне, будут неминуемо вытеснены с рынка. Тут не надо никакой статистики, зайдите в любой магазин, посмотрите, чьи товары вы покупаете и почему.

Создание и продвижение конкурентоспособной продукции требует соответствующих кадров. Готовят таких местные вузы, или нет — это отдельная дискуссия, но... Если вы попытаетесь найти сегодня работу от $1500 в месяц, такая «доска объявлений» будет только в интернете и на английском языке. Это значит, что соискатели автоматически, как минимум, должны владеть компьютером и английским языком. Вывод: те, кто хочет получить хорошую работу, должны знать:

·     английский язык;

·     Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint, Outlook); и

·     иметь стопку рекомендаций;

·     быть готовыми сменить место жительства.

Это абсолютный минимум. Т. н. переквалификация и профессиональные знания — это отдельный разговор.

Я знаю, кто-то скажет, что в  Беларуси нанимают «по блату» и т. д. Но кто-то ведь должен делать настоящую работу. Рано или поздно неэффективные предприятия с «блатерами» на борту умрут — таков закон рынка. И большинство будет вынуждено учиться или переучиваться с начала со всеми вытекающими отсюда последствиями и глубоким карьерным отставанием.

Карьерное выживание сегодня требует мышления и действий предпринимателя, начинающего бизнес, остающегося подвижным и стойким, готовым к переменам и сверхчувствительным к реалиям рынка спроса и предложения.

Сегодня компании не нанимают просто работников — им нужны «борцы за идею». В анкете обязательно будут вопросы:

«Почему вы хотите работать в этой компании?»,

«Где вы себя видите через 3 года и через 5 лет?».

Теперешнему студенту, чтобы попасть на работу в хорошую компанию, в первую очередь, надо продемонстрировать, что он способен учиться. И высокие оценки только один из индикаторов.

Если вы думаете, что ваш будущий босс будет лучше вашего худшего преподавателя или предмет хуже будущего рабочего задания, вы глубоко заблуждаетесь. Так что засучите рукава и немедленно начинайте учить все, что предписано вузом. Значения не имеет. Рассматривайте это как необходимое упражнение для развития ваших учебных навыков и навыков работы с клиентами. Это как в спорте: чтобы довести движение до автоматизма, его надо повторить не менее 10 000 раз. Не работайте «на отбой», делайте все как можно лучше! В США это называется «рабочая этика», и только такая работа ожидается везде и всегда!

Не овладев учебными навыками и иностранным языком в вузе, не развив в себе работоспособности и рабочей этики, вы обрекаете себя на нищенское существование. Чудес не бывает. Никто не будет платить вам достойную зарплату за некачественную работу и низкую производительность, особенно в частном бизнесе.