Еще со времен СССР наши граждане привыкли доверять каждому слову в эфире. И далеко не всегда недобросовестного рекламодателя оперативно удается поймать за руку. 8% рекламных объявлений, расследованием по которым занимался Минторг, оказались недостоверными. О некоторых случаях рассказывает газета «СБ».
Чудо-спрей от всех проблем
Помните, где-то с осени прошлого года по всем телеканалам триумфально шагала реклама любопытных товаров? Один ролик вкрадчиво навязывал спрей «Похудей», другой обещал чудодейственное избавление от никотиновой зависимости. А по весне они исчезли. Но не потому, что закончился рекламный бюджет.
В конце прошлого года Владимир Московченко, курильщик с большим стажем, наслушавшись той самой рекламы, купил спрей «Хмель+имбирь». «Один раз прыснул средство в рот, — вспоминает сейчас Владимир, — и той же ночью скорая увезла меня в больницу с обширным инфарктом. Я понимаю, что доказать причинно-следственную связь этих двух событий нереально, но… А курить я действительно бросил. После инфаркта. По настоянию врачей».
Заказчик роликов о том, как бросить курить и похудеть, — одна и та же компания. Но что знает о лечебных свойствах спреев Минздрав? «Реклама товара, маркируемого обозначениями „Спрей «Конец курению»“ и „Освежитель полости рта «Хмель+имбирь»“, в установленном законодательством порядке не согласовывалась», — коротко ответил на письмо Владимира Московченко заместитель министра здравоохранения — главный государственный санитарный врач страны Игорь Гаевский. Министерство торговли тут же признало рекламу ненадлежащей. Компании-производителю вынесено предписание: прекратить крутить ролики! Но вот что дальше?
Владимир Московченко в суд не пойдет. В этом нет смысла. Как доказать, что причиной ухудшения состояния его здоровья стал спрей? Максимум что грозит нарушителю закона о рекламе — административный штраф от 2 до 5 млн рублей. Хотя товар продавали, наделив его недоказанными терапевтическими свойствами. Как сообщили в Министерстве торговли, производитель спреев сможет… крутить рекламные ролики и впредь. Если уберет в них безапелляционные заявления о положительном эффекте.
И все же что за спрей купил Владимир Московченко? По сведениям производителя, продукция прошла испытания на безопасность в Беларуси, России и Украине. Имеются: свидетельство о государственной регистрации Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, декларация о соответствии, выданная Госстандартом, и протоколы испытаний. Спрей для полости рта проверили на наличие токсичных элементов, по физико-химическим и микробиологическим показателям. А также испытали его воздействие на кроликах и на коже волонтеров. Вывод — не отрава. И только.
Продавцы времени
Еще одна ситуация. Не так давно в одной бесплатно распространяемой газете появилось объявление следующего содержания: «ТРЕБУЮТСЯ. Студенты, пенсионеры, безработные. Работа на дому, постоянная, временная, подработка». И телефон. Инвалид II группы Иван Ходько из поселка Лесной Минского района решил подзаработать, позвонил и услышал голос автоответчика: «Тариф за минуту 99 тыс. рублей, время разговора не ограничено. Ждите». Особо не вникнув в содержание произнесенного текста и не дождавшись ответа, пенсионер положил трубку. Набрал номер еще два раза. С тем же результатом. Постарался забыть о странном инциденте. Однако вскоре счет за телефон на 297 тыс. рублей «освежил» память. И не ему одному. С десяток жалоб, причем не только из Минска и Минского района, поступило в «Белтелеком» и Минторг. Стали разбираться.
Оказалось, индивидуальный предприниматель заключил договор с «Белтелекомом» на организацию доступа к своей справочно-информационной службе, тариф за услуги которой ничем не ограничен и не регулируется. Единственное требование: в течение 9 секунд автоответчик должен предупредить звонящего о стоимости минуты разговора. Еще 3 секунды у абонента есть на то, чтобы успеть положить трубку. Эти 12 секунд — бесплатные. А затем включается счетчик. Однако что за текст будет произносить металлический голос, тихо или громко, быстро или медленно — это не отрегулируешь. Пенсионер может не расслышать, не понять или не придать значения. Кроме того, качество услуги вызвало серьезные нарекания у заместителя начальника отдела защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга Ольги Кравцовой: «Звонившему просто перечислялись имеющиеся вакансии. То есть юристу могли предложить работу грузчика, слесаря или сварщика. Реклама признана ненадлежащей, и всем обратившимся вернули деньги. А операторам стационарной и мобильной связи напомнили о неукоснительном соблюдении пункта 6 правил оказания услуг электросвязи, согласно которому они не имеют права прекратить оказание своих услуг абоненту в случае неоплаты им услуг сторонних организаций».
Кстати, подобного рода выкрутасы перекочевали и в интернет. Например, вам предлагают отправить SMS на короткий номер мобильного оператора. Допустим, чтобы скачать инструкцию к сложной бытовой технике. Вы думаете, что SMS стоит 350 рублей, а в этом случае она в 100 раз дороже. Потому что не только «Белтелеком», но и операторы сотовой связи заключают договоры на организацию доступа к справочно-информационной службе любого заказчика. Тарифы здесь не ограничены.