Глава «Белита-Витэкс»: людям до сих пор кажется, что раз импортное и дорогое, значит, оно точно лучше

 
15 814
27 мая 2013 в 14:30
Автор: Владимир Лужнев. Фото: архив «Белита-Витэкс»
Автор: Владимир Лужнев. Фото: архив «Белита-Витэкс»

Насколько успешно белорусская косметика продается за рубежом, почему в Беларуси импортные товары считают лучше отечественных и из чего производят белорусские кремы, в интервью Onliner.by рассказал председатель правления СП «Белита» ООО, генеральный директор ЗАО «Витэкс» Виктор Терещенко. Сегодня ЗАО «Витэкс» и СП «Белита» ООО занимают лидирующее положение на белорусском рынке косметических средств. Однако благодаря вхождению Беларуси в Таможенный союз ее внутренний рынок становится все более открытым для внешних игроков.

Мы решили узнать, сможет ли белорусский производитель не сдать свои позиции и закрепиться на новых внешних рынках.

— Виктор Алексеевич, многие белорусские производители уже столкнулись с проблемой потери доли продаж на внутреннем рынке. Кто-то сетует на слишком большую открытость белорусского рынка из-за вступления России в ВТО, другие объясняют это падение ориентацией на экспорт. Столкнулась ли ваша компания с подобными трудностями, и насколько вам тяжело удерживать свою долю на белорусском рынке?

— Трудности, конечно же, есть практически у всех белорусских компаний. Но я могу отметить, что объемы производства нашей продукции за прошедшие четыре месяца 2013 года не снизились, есть даже небольшой рост. Что касается экспортных поставок, то они увеличились, причем значительно.

— Можете уточнить, на каких направлениях есть увеличение экспорта? Это деятельность на традиционных рынках стран СНГ или выход на новые страны и регионы?

— Рост отмечается и на традиционных рынках — это все страны бывшего СССР, включая страны Балтии. Также мы уделяем большое внимание выходу на новые рынки. Сегодня мы поставляем продукцию в США, Канаду, Германию, Чехию, Израиль и другие страны дальнего зарубежья.

— Выход на рынок стран ЕС сопряжен с соблюдением строгих норм и соответствием европейским стандартам. Сложно ли вам далась европейская сертификация продукции?

— Да, действительно, сертификация всей нашей продукции по европейскому образцу — это процесс нелегкий. На сегодня поставлена задача решить этот вопрос до 1 июля текущего года. Для этого мы в ближайшее время откроем представительство в Латвии, через которое и будем осуществлять полноценный вход на рынок ЕС.

Потенциал европейского рынка на самом деле очень большой. Пока я не могу назвать конкретные цифры по ожидаемым объемам продаж, однако, если судить по беседам и переговорам с европейскими специалистами, наша косметика будет серьезным конкурентом даже для прославленных мировых брендов. Дело в том, что по качественным показателям мы ничем не уступаем западным аналогам, а вот по цене значительно их обыгрываем, так как белорусская косметика значительно дешевле европейской.

В этом году особое внимание мы уделяем розничной торговле в Украине. До сих мы не были представлены там большим числом фирменных магазинов с полным ассортиментом белорусской косметики. На данный момент мы открываем подобные розничные магазины во всех крупных городах Украины. Могу привести пример, что после того как открыли фирменный магазин в Тернополе, там начали выстраиваться очереди из желающих приобрести белорусскую косметику.

— Известно, что продукция вашей компании находится в основном в среднем и нижнем ценовом диапазоне, доступная для потребителей со средним и невысоким доходом. Планируете ли вы в дальнейшем выходить в сегмент luxury с эксклюзивной продукцией по высоким ценам?

— У нас уже есть такая продукция. Ее, правда, немного, но она существует. Например, линия косметики Q10 и еще несколько наименований. Но мы в основном нацелены на то, чтобы делать доступную по цене косметику.

— Расскажите, пожалуйста, как в вашей компании обстоит дело с привлечением молодых специалистов. Какие зарплаты вы готовы им платить, и как еще, на ваш взгляд, можно привлечь молодых людей оставаться и работать в Беларуси?

— Мы успешно привлекаем молодых специалистов как непосредственно на производство, так и в аппарат управления компании. Насчет зарплат молодых кадров могу сказать, что их средняя зарплата значительно выше средней зарплаты по Минску [по данным Белстата, средняя зарплата по Минску в марте 2013 года была равна 6,2 млн рублей — прим. Onliner.by]. На мой взгляд, одной зарплатой молодых людей не удержишь.

В свое время нам был передан на баланс убыточный колхоз. На сегодня он занимает первые места в районе по всем показателям. На территории этого хозяйства мы также построили наши производственные площадки и успешно привлекаем туда молодые кадры. Кроме того, что они там получают зарплату как в Минске, мы полностью обустроили их быт: жилье, магазины с широким ассортиментом товаров, места отдыха и пр. Таким образом, кадрами мы обеспечены на 100%.

Я уверен, что одной «обязаловкой» в виде отработки по распределению после института вопрос нехватки специалистов не решить. Надо создавать достойные бытовые условия, чтобы молодые люди сами хотели оставаться здесь работать. Этим мы, собственно, и занимаемся.

— В народе бытует мнение, что лучшая белорусская продукция отправляется на экспорт, а в стране на продажу остается товар похуже. Также многими замечено, что в соседних странах белорусские товары стоят дешевле, чем в нашей стране. Как можете прокомментировать подобные домыслы?

— Уверяю вас, что вся наша продукция проходит один и тот же контроль качества, а разделения партий на экспортные и внутренние мы не делаем. Вся продукция производится из одного и того же качественного сырья, используются одинаковые материалы. Что касается цен, то, действительно, раньше была некоторая разница в ценах. Но на экспорт мы, наоборот, косметику поставляли по более высоким ценам, чем продавали в Беларуси. Сейчас мы цены вынуждены были выравнять, так как был период, когда происходил массовый вывоз наших изделий в соседние страны, что подрывало позиции компании на рынках этих стран.

— Сколько в вашей косметике импортного сырья и сколько белорусского?

— К сожалению, в Беларуси для производства нашей продукции очень мало сырья. Из белорусского мы используем спирты, соль, специально приготовленную воду. Бо́льшую же часть сырья импортируем из Англии, Франции, Италии, Германии. К слову, это же сырье и у этих же поставщиков закупают и производители косметических средств с мировым именем. Поэтому мы обеспечены самым качественным сырьем, которое можно приобрести на мировом рынке.

— Есть такой парадокс: в соседних России, Украине и других странах СНГ можно услышать о белорусской косметике больше положительных отзывов, чем в нашей стране. Как выдумаете, с чем это связано?

— Мне кажется, эти предубеждения тянутся еще с советских времен, многим людям до сих пор кажется, что раз импортное, значит, оно точно лучше. Еще некоторые смотрят на цену: если цена высокая, значит, товар хороший, если низкая, значит, что-то тут не то. Есть также проблема в организации розничных продаж в магазинах. Многие из них выставляют на видное место дорогую импортную косметику, а нашу выкладывают на нижних полках. С этим мы тоже ведем борьбу по мере сил.

Но я вам скажу, что признание белорусская косметика получает на самых разных уровнях. К нам часто приезжает Иосиф Кобзон и закупается сразу коро́бками с отечественной продукцией. Другие российские звезды также предпочитают белорусскую косметику импортной. Особенно большой всплеск продаж у нас происходит во время «Славянского базара в Витебске», когда там собирается сразу несколько десятков звездных персон.

— Как вы знаете, сейчас в белорусской промышленности наблюдается рекордный рост складских запасов. Какова у вас ситуация на складах?

— Ежемесячно мы производим продукции на сумму около $7—8 млн, и вся она находит своего покупателя. Если говорить о точных цифрах по складским запасам, то сейчас наблюдается их небольшой и неопасный рост. Если раньше на складах находился примерно двухнедельный объем производства, то сейчас он дорос до трех-четырех недельных объемов выпуска. Однако я повторюсь, что опасности здесь нет, наша косметика пользуется спросом, и объемы продаж растут.

В конце нашей беседы Виктор Терещенко рассказал о том, что в ближайших планах косметической компании — расширение своей розничной сети на внутреннем рынке. По словам главы «Белита-Витэкс», ставится задача прийти к покупателю в районных центрах и малых городах Беларуси.