Репортаж: на «Интеграле» опровергли миф о «наклеечном» производстве

 
4887
26 марта 2013 в 12:35
Автор: Владимир Лужнев. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Владимир Лужнев. Фото: Аркадий Соболев

Белорусский производитель ОАО «Интеграл» хорошо известен на российском рынке микроэлектроники, а также на рынках Юго-Восточной Азии. Однако у большинства белорусов «Интеграл» ассоциируется прежде всего с историей о мониторах и наклейках. Onliner.by отправился на само предприятие, чтобы выяснить, чем на самом деле занимается «Интеграл».

Нас встречают начальник управления внутреннего маркетинга Руслан Богослав, начальник отдела рекламы и информации Людмила Исаева и заместитель генерального директора ОАО «Интеграл» по персоналу и идеологической работе Николай Тарасевич.

Первым делом решено посетить выставочный зал с основной продукцией компании. Пока идем вдоль стендов с микросхемами, сотрудники рассказывают о достижениях отечественного производителя.

«Доля ЖКИ, ЖКМ и фотошаблонов в общем объеме производства занимает всего 0,3%. Судить о нас по деятельности одной частной организации, которая в девяностые была создана как дочерняя компания ОАО „Интеграл“, более чем опрометчиво. Главная и основная продукция компании — интегральные микросхемы и полупроводниковые приборы: микропроцессоры, транзисторы, запоминающие устройства и множество других типов микросхем и элементов», — рассказывает Николай Тарасевич.

«В то же время наверняка сказать, где обнаружится микросхема нашего производства, проблематично. Сегодня во всем мире сложилась следующая практика: крупные компании, те же Samsung или Apple, размещают заказы на производство различных компонентов своих устройств по всему миру через ряд посредников, а затем уже собирают их в одном корпусе и ставят свой товарный знак. Поэтому мы можем только предполагать, где используются наши элементы. Например, в бытовой технике многих мировых брендов можно обнаружить микросхемы нашего производства», — разъясняет Руслан Богослав.

«Еще в качестве примера работы с крупными компаниями могу привести опыт сотрудничества с известным производителем медицинской техники. Придя к нам и оценив уровень производства, они предложили заключить контракт на разработку и изготовление микросхем для электронных термометров, что было успешно выполнено», — продолжает начальник управления внутреннего маркетинга.

«Работа с крупными компаниями — это, конечно, здорово, но почему не выходим на новый технологический уровень и не делаем микроэлементы уровня компании Intel?» — задаем вопрос Руслану.

«Весь вопрос в целесообразности такого производства. Вот смотрите: чтобы производить микросхемы на уровне компании Intel, их нужно выпускать по несколько миллионов штук в месяц, иначе проект будет нерентабельным и вложения в новые технологии не окупятся. Где взять такой огромный рынок? Ведь, по сути, сегодня рынок микропроцессоров поделен между двумя-тремя гигантами, и втиснуться туда новому игроку практически нереально», — объясняет он.

«„Интеграл“ — нишевая компания. Наших технологий вполне хватает, чтобы занять такие ниши, как изделия специального назначения с повышенными требованиями по стойкости к воздействиям внешних факторов, силовая автотракторная электроника, медицинское оборудование. И мы с успехом работаем в этих направлениях», — добавляет Руслан.

«Хотелось бы затронуть одну из больных тем — мониторы. Есть ли экономический смысл в их сборке?» — задаем еще один вопрос.

«Сборкой мониторов занимается одно из наших дочерних частных предприятий. Они всегда были востребованы и вполне конкурентоспособны как по цене, так и по качеству. С поставщиками комплектующих заключены лицензионные договоры. Да, три года назад произошел неприятный случай с наклеиванием логотипов. Но хочу отметить: несмотря на то, что на это имелись необходимые разрешения поставщиков, нами (как учредителем дочернего предприятия) были сделаны соответствующие выводы с принятием мер к виновным», — отвечает Руслан.

Поднимаем еще одну «неприятную» тему: «Внесите ясность в другую обсуждаемую ситуацию: „Интеграл“ не так давно рассылал письма с просьбой предоставить информацию о конечных пользователях своей продукции, а в случае отказа компании выдать эти данные предлагал расторгнуть договор о сотрудничестве. Для чего писались эти письма?»

«У нас появилось подозрение, что отдельные белорусские фирмы перепродают нашу продукцию в Россию по неофициальным каналам, демпингуют и тем самым выдавливают нас с рынка. А наша доля на российском рынке не малая — около 15—20%. Плюс появились неоднократные факты подделок наших микроэлектронных компонентов в России. А мы ведь несем ответственность за качество нашей продукции. Поэтому и было принято решение выяснить, имеются ли факты недобросовестного экспорта у компаний, с которыми мы сотрудничаем. Все наши крупные представители ответили на наши письма. Фирмам, не ответившим на наш первый запрос, было выслано второе письмо — более жесткое, которое и попало в СМИ», — поясняет Руслан Богослав.

После экскурсии по выставочному залу, решаем пройти в сердце компании — на производство, где изготавливают и собирают микросхемы. Наш сопровождающий — директор филиала «Завод полупроводниковых приборов» Владимир Глухманчук.

Место, где изготавливают микросхемы, больше напоминает не цех, а лабораторию из научно-фантастических фильмов.

Как объясняет нам Владимир, каждая изолированная комната имеет свой задокументированный уровень чистоты, который постоянно поддерживается. Сотрудники же допускаются в рабочие комнаты только после облачения в специальный комбинезон. При этом девушкам, работающим на производстве, запрещается пользоваться косметикой.

Интересуемся зарплатами: «Владимир Владимирович, какая зарплата у ваших сотрудников в таких непростых условиях работы?»

«В среднем начисленная зарплата где-то 3,5 млн рублей», — отвечает наш экскурсовод.

Оборудование на технологической линии соответствует мировым стандартам, а его поставщики — известные зарубежные компании. Сто́ит такое удовольствие недешево — цены на подобные установки стартуют от $1,5—2 млн.

Из-за требований к точности множество процессов производства автоматизировано — оператор лишь задает необходимую программу.

После посещения производственного цеха возвращаемся в кабинет заместителя генерального директора ОАО «Интеграл» по персоналу и идеологической работе Николая Тарасевича.

— Николай Михайлович, расскажите, на какую зарплату может рассчитывать молодой специалист, попавший на ваш завод?

— Новых специалистов мы набираем в основном из вузов страны и постепенно выращиваем высококлассных инженеров. Если молодой специалист попадает к нам на стажировку, то он может рассчитывать на зарплату до 4 млн рублей. В перспективе — уже в зависимости от направления его работы. Например, разработчики микросхем в среднем зарабатывают 7 млн рублей.

— Насколько прибыльна работа «Интеграла»?

— За последний год рентабельность достигла 20—25%. Также хочу отметить, что мы из бюджета денег не просим и полностью находимся на самообеспечении: закупаем дорогое оборудование, вовремя рассчитываемся по кредитам, выплачиваем зарплату и прочее.

— На какие рынки в перспективе будет ориентироваться «Интеграл»?

— Главный для нас рынок сбыта — это, конечно же, Россия. Мы сотрудничаем с ними сразу по нескольким направлениям: начиная от военных заказов и заканчивая микроэлектронными компонентами в бытовой технике. Также нам важно удержатся на рынке Юго-Восточной Азии. Кризис затронул все регионы, и выживать становится со временем сложнее и сложнее.

Напоследок хочу еще раз напомнить: «Интеграл» — это не производитель мониторов, это не наша основная специализация. Мы делаем микроэлектронную начинку для целого спектра приборов, устройств и бытовой техники. А качество наших изделий соответствует мировым стандартам.