Отношение наших сограждан к национальным диаспорам в Беларуси по меньшей мере очень подозрительное, а в ряде случаев — даже строго негативное. Onliner.by начинает цикл материалов о национальных общинах в Беларуси со знакомства с зятем ныне покойного цыганского барона Владимира Ивановича Матвеева, бывшим исполняющим обязанности главы общественного объединения «Белорусская ассоциация цыган „Рома“» Александром Босяцким.
Мы подходили к жилищу Александра, ожидая увидеть кричащий роскошью замок вроде известных творений румынских цыган, однако на самом деле дом оказался совсем небольшим и довольно скромным.
Злая собака, о которой предупреждала надпись на воротах, так и не появилась, зато навстречу вышел сам хозяин дома и пригласил внутрь, спасая от совсем не мартовского мороза.
Александр рассказал нам, что сам он цыган с глубокими белорусскими корнями и никакого противоречия в этом не видит. Жить вместе с местным населением в добрососедских отношениях, но при этом сохранять свои культурные особенности — таковы принципы цыганской общины в Беларуси.
— Я родился и вырос в Беларуси, здесь все мои предки родились: и мать, и отец, и прадед, и дед. Мать родилась в Гомельской области, отец — в Гродненской, в Новогрудке, а сам я появился на свет в Бобруйске. И в паспорте у меня в советское время была указана национальность белорус.
— Мы уважаем закон и белорусский народ, но ассимилироваться не собираемся. Мы сохраняем свою культуру веками: традиции, язык, наши законы. С другой стороны, часть нашей жизни не отличается от жизни остальных белорусов. Наши дети ходят в обычные школы, занимаются вместе с остальными детьми — учат те же уроки, делают те же домашние задания.
В Беларуси сегодня живет около 60 тыс. цыган. Это одна из самых компактных цыганских диаспор на просторах бывшего СССР и Восточной Европы. Еще сто лет назад цыгане были в основном кочевым народом, однако сегодня большинство из них постоянно живут на одном месте. Белорусские цыгане так прикипели к местным краям, что не хотят покидать нашу страну даже при возможности свободного переезда в Европу.
— Белорусские цыгане никуда не уезжают и уезжать не собираются. И хотя там, на Западе, хорошие условия для жизни — я как раз вчера вернулся из поездки в Австрию, — но мы туда не хотим. Наша родина здесь — в Беларуси.
— Александр, в белорусском обществе сложился отрицательный образ цыган. Для большинства наших сограждан ваш народ ассоциируется с криминалом: наркотиками, мошенничеством и попрошайничеством. Почему так происходит?
— Я считаю, что идет искусственное раздувание в СМИ темы криминализированности цыган. Посмотрите, разве среди белорусов нет криминальных элементов? Но это же не повод обвинять весь народ в том, что он более склонен к преступной деятельности, чем другие. Я не отрицаю фактов участия отдельных цыган в каких-то криминальных делах, но распространять это на весь народ ни в коем случае нельзя. Просто и мы, и белорусы живем в одном обществе с определенными условиями и определенным уровнем криминала в этом обществе. А что тут поделаешь? Не мы такие — жизнь такая.
Единственное, что мы хотим, — это нормальное непредвзятое человеческое отношение. Большинство из нас — обычные люди, которые уважают и соблюдают белорусские законы.
— А чем зарабатывают себе на жизнь большинство цыган, о которых мы не слышим в СМИ?
— В основном это торговля: машины продают, дома, у кого-то есть свои магазинчики или точки на рынках. Есть и те, кто устроился на завод работать или в колхозе — дояркой, например. Крупных бизнесменов среди цыган пока нет, наверное, уровень образования не позволяет достигать этих высот. Но уверен, что со временем мы дорастем и до крупного бизнеса.
— Раньше цыганские семьи отличались большим количеством детей. Как с этим обстоят дела сегодня, цыганские семьи такие же многочисленные?
— В городе теперь мало заводят детей, а в провинции традиция сохранилась. В семьях городских цыган обычно рождаются 2—3 ребенка, не больше. А вот в сельской местности заводят и по 5, 6, 7 детей. Это уже не 8—10, как раньше, но тоже немало.
— Сохранилась ли традиция заключения ранних браков у цыганской молодежи?
— Да, этой традиции уже много лет, и мы ее поддерживаем. В среднем наши парни и девушки заключают семейный союз в 15—16 лет, но это все очень индивидуально: кто-то может и раньше пожениться, а кто-то и позже. Молодежь наша быстро взрослеет, и если раньше решение о заключении брака принималось главами двух семейств, то теперь есть интернет, и молодые люди сами быстро знакомятся, сами принимают решение пожениться, а потом уже ставят в известность родителей.
— Как цыгане относятся к смешанным бракам, например, если белорус захочет взять в жены цыганскую девушку?
— Такие браки существуют, мы их не отрицаем, но отношение к ним различное. Кому-то это не нравится, а кто-то относится к таким союзам спокойно. Я могу вам привести пример: что будет, если белоруска или русская выйдет замуж за цыгана, как к этому отнесутся ее родственники, все ли поддержат ее выбор? Такое же разное отношение к смешанным бракам и у нас. Вот у меня теща русская, и ничего — живем дружно. [Улыбается.]
— Александр, вы общаетесь с представителями цыганских диаспор в Европе, и у вас есть возможность сравнить отношение к цыганам там и здесь. Расскажите об этих отличиях.
— Основная проблема в Восточной Европе — это трудные взаимоотношения цыган и местного населения на бытовом уровне. У нас таких проблем с белорусским народом нет. Нас здесь не притесняют, не оскорбляют и относятся вполне мирно. А там это есть, я имею в виду именно Восточную Европу, потому что в Западной Европе этой проблемы нет. В той же Германии никто не позволит себе унижать цыган по национальному признаку. Да и в Западной Европе цыгане уже более ассимилированы. Например, в Испании и Финляндии большинство цыган уже не говорят на родном языке — только на местном.
К тому же большая проблема в ЕС — это боязнь Западной Европы относительно неконтролируемого потока мигрантов из восточной ее части. К слову, в одной только Румынии проживает 3,5 млн цыган. Если Болгарию и Румынию примут в Шенген, поток мигрантов будет уже не остановить. Я разговаривал с одним болгарским цыганом, который живет и работает в Австрии — у него там зарплата 500 евро в месяц, а на родине он может заработать максимум 20 евро в месяц. Поэтому люди всеми способами уезжают на заработки, пускай даже и на несколько месяцев.
— Почему до сих пор белорусские цыгане не определились с тем, кто станет бароном, ведь уже около 9 лет в Беларуси эта должность не занята?
— Дело в том, что по такому важному вопросу должно быть согласие всех представителей цыганских общин Беларуси, которые участвуют в выборе барона. Пока идет обсуждение кандидатур, но думаю, что в скором времени мы определимся с выбором. Барон — это очень уважаемый человек, который пользуется высоким доверием среди цыган, и при выборе такого человека спешка ни к чему. За бароном всегда остается последнее слово в различных вопросах, которые решаются на цыганском суде.
— Часто ли приходится цыганскому суду собираться и решать возникающие проблемы, и какие именно вопросы решает суд?
— Цыганский суд собирается довольно часто — это 10—15 уважаемых авторитетных людей в возрасте, которые себя уже зарекомендовали, они выслушивают спорные вопросы и помогают их решить. Проблемы, которые решает суд, тоже очень разные: кто-то неправильно себя с женой ведет, кто-то развестись захотел, у кого-то проблемы с детьми.
— Занимается ли ваш суд делами криминального характера, и как это происходит?
— Для тех, кто встал на путь криминала, есть белорусские законы и белорусский суд, который принимает решения по таким делам. Но в то же время, если человек нарушил не только белорусский, но и цыганский закон, мы его тоже судим. Например, изнасиловал цыганскую девушку, его за это посадили, он отсидел, вышел из тюрьмы, после чего мы его накажем по-своему. Самое страшное наказание — изгнание из табора, ведь для нас самое главное — это общение, а когда человека изгоняют из табора, то ему и общаться уже не с кем, все его сторонятся.
Подводя итог нашей беседы, Александр высказал мнение, что белорусские цыгане — это такие же обычные белорусы, как и остальные 9,5 млн жителей нашей страны, только со своими традициями, культурой и языком.