Известный минский репетитор: повышение планки на ЦТ не решит проблем белорусского образования, а молодежь уедет учиться в Россию

 
2525
06 февраля 2013 в 17:42
Автор: Артур Боровой
Автор: Артур Боровой

Как мы уже сообщали, в Беларуси в 2 раза увеличат минимальный проходной балл на ЦТ. По некоторым предметам нижняя планка на тестировании составит 15 «пунктов», по другим — 20. Очевидно, что Министерство образования пытается таким способом «отфильтровать» абитуриентов, обеспечив доступ к высшему образованию самых подготовленных. Но получится ли достичь поставленной цели? Известный минский репетитор Евгений Ливянт в интервью Onliner.by выразил сомнения в этом.

«Есть такое мнение, и его часто можно встретить на форумах, что планку на ЦТ надо поднять до 40, а то и до 50 баллов, — говорит Ливянт. — Дескать, тем, кто столько не наберет, в вузах делать нечего. Какие из них получатся специалисты? С одной стороны, мнение верное. Но если посмотреть на проблему в комплексе, мы увидим, что изменение нижнего порога на тестировании не решит ни одной из проблем белорусского образования, наоборот, создаст новые».

По мнению Евгения Ливянта, нынешние новации лишат высшего образования многих молодых людей. Но доступ к вузам будет закрыт для них только на территории Беларуси.

«Как правило, люди с невысокими знаниями, которые набирают на ЦТ незначительное количество баллов, претендуют лишь на заочное образование. И они его получат легко — на территории России. В Смоленске, в Брянске, в Москве. По некоторым данным, уже более 20 тыс. белорусов учатся в российских вузах. Туда они едут, скорее, не за знаниями, а за дипломом. Понятно, что и здесь они бы не стремились получать реальное образование, но вместо того, чтобы оставить деньги в стране, теперь будут вывозить их за рубеж. При этом задача, которую ставит Министерство образования, окажется невыполненной: люди с невысокими знаниями все равно получат диплом установленного образца», — считает репетитор.

По мнению Ливянта, решать нужно задачу другого уровня — не менять границы и планки, а на государственном уровне отказаться от мнимой значимости высшего образования.

«У меня достаточно много взрослых абитуриентов, старше 20 лет, которые в свое время окончили колледжи, — рассказывает он. — Они делают карьеру, на определенном этапе им требуется диплом вуза. К примеру, мастеру на заводе нужно стать замначальника цеха. Для этого требуется высшее образование. И он садится за учебники, вспоминает тригонометрию, логарифмы, которые ему в жизни совсем не понадобятся. А все это из-за „корки“! Также и при трудоустройстве сейчас везде требуют диплом. Зачем? От этого надо уходить! Надо менять законодательство, в частности, КЗоТ, чтобы люди не получали мифическое высшее образование для галочки».

В качестве альтернативы вузам, считает наш собеседник, вполне можно организовать годичные или двухгодичные курсы повышения квалификации. Тогда образование действительно будет непрерывным, о чем регулярно говорят наши чиновники.

«Если на то пошло, то сами вузы могут устанавливать внутренние планки. Ведь они заинтересованы в том, чтобы к ним приходили подготовленные абитуриенты, — говорит Ливянт. — Все знают, что на некоторых факультетах даже 300 баллов не хватит, чтобы поступить. Вопрос порога на ЦТ для ведущих вузов страны вообще неактуален. И еще важный момент. На педагогические, сельскохозяйственные специальности в прошлые годы был недобор. Даже на бюджетную форму! При повышении планки туда вообще никто не пойдет. Поэтому, повторюсь, положительного эффекта от ужесточения условий на тестировании ждать не стоит. Эффект будет противоположный. А вот одним из шагов, который может принести реальную пользу, было бы воссоздание подготовительных отделений при вузах».