Председатель ЦИК Беларуси Лидия Ермошина рассказала в интервью «Народной Газете» о том, умеет ли она варить борщ, как относится к выражению «слабый пол» и почему молодые белоруски все чаще ищут «принцев» и игнорируют обычных мужчин.
— Какой самый сложный моральный выбор сделала в своей жизни женщина, которая уже на протяжении семнадцати лет отвечает за проведение выборов в стране?
— Трудно ответить однозначно. Я пережила два развода, и оба раза инициатива о распаде семьи исходила от меня. Много лет назад был еще один нелегкий выбор: навсегда покинуть Калининград, с которым я на много лет связала свою судьбу, и начать все с нуля, вернувшись в Бобруйск, к маме... И все же решающим поворотом в жизни я назову свое «да», произнесенное семнадцать лет назад в ответ на предложение возглавить ЦИК.
— Настораживает эта печальная тенденция: если женщина умна, трудолюбива, если она нацелена делать карьеру и преуспевает в этом, почти всегда это означает, что она либо разведена, либо никогда не была замужем...
— И почему мне в этом вопросе слышится немой упрек женщинам? Разве что тем, кто в свои тридцать ноет, что до сих пор не встретила «прынца», а «крутящийся рядом» учитель математики — это, видите ли, «бесперспективняк». Помилуйте, а кто же тогда в глазах подобных дев достоин уважения? Исключительно бизнесмен, атташе, министр? Или, может быть, бандит, как это было модно в середине 90-х? Не понимаю молодых женщин, которые выбравших интеллигентную профессию или же посвятивших себя сельскохозяйственному ремеслу мужчин считают ниже себя. Помните легендарную фразу: чтобы генеральшей стать, нужно за лейтенанта замуж выходить. Правда, когда речь идет о прожитых вместе годах, десятилетиях, дела обстоят уже несколько по-иному. По-моему, мало кто из мужчин по собственному желанию оставляет успешную жену. Скорее, именно супруга спустя годы попросту избавляется от балласта. От мужчины, который, увы, вместо того, чтобы помогать решать проблемы своей женщине, только создает ей новые.
Мне категорически не нравится выражение «слабый пол». Женщины по своей природе морально и в психологическом плане гораздо сильнее, устойчивее мужчин. Нам это необходимо хотя бы для того, чтобы подарить миру новую жизнь, а потом еще воспитать ее, поднять на ноги, выпустить в люди. Но любая даже самая сильная духом женщина нуждается в надежном мужском плече, в том, кто будет в состоянии о ней заботиться. К сожалению, для многих мужчин подобная ноша почему-то оказывается непосильной...
Правда, есть еще один нюанс, на который влюбленные обращают мало внимания при вступлении в брак, но который затем оказывается едва ли не определяющим при расторжении семейного союза. Супруги должны быть одного поля ягоды, учиться на «одних букварях». Потому что когда женщина достигает определенных высот в политике или бизнесе, ей рано или поздно станет не о чем разговаривать с мужем, который как был десять лет назад, к примеру, рабочим, так им и остался. Я это испытала на себе, поэтому знаю, о чем говорю. Между прочим, когда сценаристу и режиссеру легендарной Москвы, не верящей слезам, задали вопрос о продолжении оскароносной саги, тот ответил: ни в коем случае. Потому что, если руководствоваться жизненными правилами, тогда в третьей серии фильма надо будет снимать, как слесарь Гоша поколачивает директора завода Катю. Понимаете? Разного сорта люди недолго держатся вместе. Конечно, брак могут спасти дети, внуки. Но чаще всего такой союз просто обречен. Это правда жизни. Хотя и весьма удручающая. Одинокие женщины, как правило, не в состоянии воспитать детей с так называемым чувством семьи.
— После вашей ставшей знаменитой фразы про борщи многие задаются вопросом: а какая хозяйка сама Лидия Ермошина? Умеет ли готовить, любит ли принимать гостей?
— Готовить я и умею, и люблю. К слову, когда жили одной семьей с мужем и сыном, первые блюда были обязательными в меню. Любая женщина знает, что настоящее приворотное зелье для мужчины — это тарелка наваристого борща с зеленью и сметаной. Большую часть жизни я прожила в достаточно стесненных материальных условиях, так что из купленного на рынке куска говядины или свинины могла приготовить сразу три блюда: бульон, макароны по-флотски и блинчики. Сохранились у меня и рецепты так называемого «бюджетного дня», когда до зарплаты было еще далеко, в кошельке гулял ветер, а побаловать себя и домашних вкусненьким хотелось неимоверно. Сейчас, конечно, готовлю меньше. Сын живет в Минске, я — на даче. Видимся в основном по выходным, и то если я не у мамы в Бобруйске. Что же до гостей, то у меня на родине есть три подруги, одна еще с детсадовских времен, мы обожаем собираться вместе, потому что всегда есть о чем поговорить, что вспомнить и о чем помечтать.
— И о чем же?
— Не поверите — о старости! Такой, какой мы представляем ее в идеале. Лето обязательно проводим в Бобруйске. Занимаемся огородом, садом, по вечерам пьем чай в беседке. Осенью, когда немного падают цены на отдых, перебираемся в Крым. Море, солнце, домик Чехова, Ливадийский дворец, Никитский ботанический сад... А зимой «тусуемся» в Минске: ходим по театрам, ведем богемный образ жизни, перечитываем полюбившиеся книги — Скотта Фитцджеральда, Викторию Токареву, Людмилу Улицкую, Дину Рубину. Так что, как видите, планы на далекое будущее самые грандиозные!