Мнение: доходами от пригородных перевозок БЖД возмещают только 15% затрат. Разве это справедливо?

 
1158
29 ноября 2012 в 18:01
Источник: «Транспортный вестник»
Источник: «Транспортный вестник»

Как мы уже сообщали, до конца года билеты на поезда по Беларуси подорожают в среднем на 17%. Причина повышения тарифов известна: перевозки пассажиров глубоко убыточны, за 10 месяцев только на перевозках поездами региональных линий эконом-класса БЖД потеряла 1206,1 млн рублей. И планируемое подорожание ситуацию не исправит. Программную статью о железнодорожных проблемах опубликовала сегодня газета «Транспортный вестник».

Белорусы с долей зависти воспринимают сообщения об открытии скоростного движения поездов во многих странах: от Японии и Китая на востоке Азии до Германии и Великобритании на западе Европы, понимая, что скоростное движение требует огромных капиталовложений на строительство новых железнодорожных путей и производство подвижного состава. У нас таких средств нет. Их не хватает даже на увеличение скоростей до 200 км/час на линии Брест — Минск — Красное. На отдельных участках пути от Могилева до Осиповичей скорость движения пассажирского дизель-поезда ограничена 70 км/ч. Для повышения скоростей нужно произвести реконструкцию путей и затратить на это внушительную сумму. Одна из причин недостатка средств — тарифная политика на пассажирских перевозках, проводимая Министерством экономики.

Разница в размерах тарифов на проезд в автобусах пригородного сообщения и на региональных линиях железнодорожного транспорта значительна. К примеру, если стоимость проезда 1 км в автобусе в настоящее время — 274—290 руб, то в дизель-поезде регионального сообщения — 60 рублей. И эта разница увеличивается до 10-кратного значения при поездках на расстояние более 50 км в период предоставления «пригородных» льгот пенсионерам. В таких случаях пенсионер вынужден оплачивать стоимость проезда в автобусах по междугороднему тарифу, а на железнодорожном транспорте этой категории пассажиров предоставляется 50-процентная скидка. Например, стоимость проезда от Могилева до Кричева в автобусах в сентябре составляла от 31 200 до 42 000 рублей, а в дизель-поезде для пенсионера — только 3200 рублей.

Организация движения поездов бизнес-класса, как и планируемое в ближайшее время повышение тарифа на 10 руб./км, заметного влияния на финансовый результат пассажирских перевозок не окажет. К тому же железнодорожникам в Беларуси, в отличие от других стран, субсидии на возмещение затрат от перевозок пассажиров в региональном сообщении в бюджете не предусматриваются, за исключением компенсации потерь от скидок, предоставляемых льготникам.

…Каждый гражданин нашей страны наслышан, какой процент от себестоимости ему приходится платить за электроэнергию и коммунальные услуги. А вот о том, что БЖД полученными доходами от пригородных перевозок возмещает только 15% затрат, почему-то говорить не принято. При существующих тарифах получить прибыль невозможно…