Министерство финансов Беларуси предлагает повышать зарплату школьным учителям за счет их сокращения

 
438
04 октября 2012 в 11:54
Автор: Владимир Лужнев
Автор: Владимир Лужнев

Пилотные проекты экономии госрасходов, разработанные Министерством финансов Беларуси, стартуют в 2013 году. Первыми среди них станут проекты в области образования и здравоохранения. О том, за чей счет планируется экономить средства бюджета, рассказывается в статье замминистра финансов Максима Ермоловича «Пилотные проекты по экономии госрасходов».

Об избыточности числа преподавательского состава в общеобразовательных учреждениях Беларуси, по мнению замминистра, свидетельствует численность обучаемых в расчете на одного преподавателя.

«В Беларуси этот показатель ниже, чем в странах со сходным уровнем ВВП на душу населения. Так, в Беларуси в общеобразовательных школах на одного учителя приходится менее 9 учеников, в то время как в Чехии и Польше — 11, Германии — 14. Средняя же наполняемость классов в республике составляет 15 учеников при нормативе 22», — пишет Максим Ермолович.

Любопытно, что в статье замминистра финансов сходный с Беларусью уровень ВВП на душу населения имеют Чехия, Польша и Германия. Хотя, по данным МВФ, ВВП Беларуси на душу населения по паритету покупательной способности в 2011 году составил $15 028. Для сравнения приведены данные по другим странам: Чехия — $27 062, Польша — $20 334, Германия — $37 897. Соседями Беларуси по рейтингу в 2011 году были Мексика ($14 610), Маврикий ($14 594), Уругвай ($15 113) и Ливан ($15 523).

Тем не менее в сравнении участвуют не страны со сходным ВВП на душу населения, а флагман европейской экономики, Германия, и хорошие середняки, как Польша и Чехия.

«С 2013 года планируется начать реализацию пилотного проекта по нормативному финансированию 17 учреждений общего среднего образования в г. Минске, Гродненской и Гомельской областях. Эти учреждения будут получать финансирование на основе единого норматива текущих расходов на одного ученика», — говорится в статье Максима Ермоловича.

Таким образом, Минфин подталкивает учреждения образования к сокращению штатов, так как увеличить число учеников в расчете на одного преподавателя можно только таким способом. Быстро нарастить число самих учеников министерство явно не может.

В подтверждение этого Максим Ермолович пишет: «Такой подход позволит поэтапно оптимизировать штаты учреждений, участвующих в эксперименте, и приступить к сокращению всей сети /сети бюджетных организаций — прим. Onliner.by/. Сэкономленные средства будут направляться также на повышение заработной платы педагогам».

Другими словами, Минфин предлагает бороться с избыточной, по его мнению, численностью преподавательского состава общеобразовательных учреждений через их сокращение. Как это скажется на уровне подготовки учеников средних школ, покажет только практика.