Белорусские сыры уходят на экспорт

 
449
11 января 2012 в 10:57
Автор: Владимир Лужнев
Автор: Владимир Лужнев
Разыгрываем путевку в Дубай! Подробности здесь!

На прилавках магазинов продолжается уменьшение отечественного ассортимента молочной продукции. Особенно это заметно по предлагаемому ассортименту сыров. О том, почему так происходит, в интервью журналу «Продукт.BY» рассказал учредитель группы компаний «Генезис» Димитр Георгиев.

«Я готов со всей ответственностью говорить о том, что внутренний рынок на сегодняшний день наполовину пуст, и образовываются значительные невосполненные ниши. Не хватает сыров, масла, творога, глазированных сырков, молока, кефира, как в разрезе производителей, так и в ассортиментном перечне», — считает Георгиев.

По его мнению, валютные проблемы в стране породили увеличение поставок на экспорт. Белорусским заводам и раньше было выгодно продавать продукцию в Россию, потому что разница в ценах двух стран все еще есть. В этом году на внутреннем рынке, в частности, на твердые сыры цена прирастала на 10—15% в месяц в зависимости от сезонных колебаний и в сопоставимых условиях выросла на 100%, фактически приблизившись к индикативной (например, 165 российских рублей за сыры 45-процентной жирности). «Выручать за свою продукцию белорусские рубли, не зная, какой будет стратегия развития государства завтра, никто не хочет. Поэтому куда интереснее максимально продавать за рубеж», — уверен эксперт.

Картина следующая: если раньше любой сырзавод отпускал 50% сыров на рынок Беларуси, то к сегодняшнему дню внутренние поставки отдельные предприятия сократили до 5% от валового объема производства по данной группе товаров. «В результате мы как дистрибьютор не можем обеспечить торговлю столицы сырами. Раньше продавали свыше 100 тонн сыра в месяц, сегодня еле-еле нам дают 60 тонн. Проверяющие органы в рамках мониторинга уже заинтересовались, куда мы деваем продукцию?» — объясняет ситуацию учредитель группы компаний «Генезис».

«Многие слышали возмущения потребителей тем, что из продажи исчезли сыры традиционных марок. Действительно, в рознице в ассортиментном перечне присутствуют 3—4 вида сыра, но это не традиционные позиции. На белорусский рынок приходят новые наименования сыров, не несущие „изюминки“ с точки зрения технологий, но по более высокой цене. Потому что на любую новую продукцию при внедрении технических условий производитель заново формирует цену, и он может заложить в нее все свои риски (дополнительно коммерческую прибыль, а порой и сверхприбыль, курсовые разницы валюты, проценты по кредитам, часть выплат сотрудникам организации и др.). И такие сыры сейчас выходят сугубо на потребительский рынок Беларуси. Старый традиционный ассортимент, на который заложена социальная составляющая в цене, идет строго на экспорт за валютную выручку», — пояснил Димитр Георгиев.

Он также считает, что в действительности производство молочной продукции на внутренний рынок убыточно. Это основной козырь производителей, чтобы не отпускать товар на внутренний рынок. Если смотреть с точки зрения выгод производителя, то становится понятным их стремление к экспорту.

«В любой цене первоначально должна быть социальная составляющая. По моему мнению, для внутреннего рынка она с каждым днем сужается и, возможно, скоро исчезнет совсем, в цене останется только коммерческая прибыль предприятия. Добавлю, что цена на сыр в Беларуси уже выровнялась с европейской и даже превысила ее», — уверен Димитр Георгиев.

«Европейские компании предлагают нам твердый сыр, превосходящий по качеству „Голландский“ белорусского производства, со сроком реализации 12 месяцев по цене 3,2 евро за 1 кг. Нелишне знать, что минимальная закупочная цена на молоко в Европе — 32—33 евроцента, у нас — 22», — объяснил ценовую ситуацию учредитель группы компаний «Генезис».

По мнению Георгиева, совершенно непонятно, почему в ситуации, когда не обеспечивается внутренний рынок, не дают права на ввоз импортной продукции. На импорт молочных продуктов нужно получить разрешение Минсельхозпрода, что является весьма сложной и недоработанной процедурой. Раньше было около 10 поставщиков импортной молочной продукции, сейчас их список сузился до двух компаний, и по сути рынок стал монополизирован.

«А сейчас мы вступили в единое таможенное пространство с Россией. И здесь есть два варианта: либо обеспечивать местный рынок дешевым товаром, либо поднимать цены. При первой версии любая „бабушка“ скупит сыр головками, вывезет его и продаст. И даже в теперешней ситуации были случаи, когда крупные магазины сами вывозили товар, который был предназначен местному рынку. Коммерческая выгода и социальная составляющая — две несопоставимые вещи, они противоречат друг другу. Тут выбор за государством, которое может изменить ракурс экономической политики, направив его на увеличение покупок населения», — рассказал о перспективах Димитр Георгиев.