Бремя оплаты утилизации тары ляжет на потребителей

 
106
21 декабря 2011 в 18:40
Автор: Владимир Лужнев
Автор: Владимир Лужнев

Производители и импортеры тары и сложнобытовой техники будут платить за утилизацию этих товаров после их использования. Об этом заявил сегодня вице-премьер Беларуси Анатолий Калинин в Палате представителей Национального собрания. Однако все затраты производителей закладываются в цену, и их оплачивает потребитель. Кому выгодно введение такой законодательной нормы, разбирался Onliner.by.

В настоящее время на согласовании находится проект указа президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления», предложенный Министерством ЖКХ. Михаил Счастный, председатель Ассоциации заготовителей и переработчиков отходов, считает, что необходимости в этом законопроекте нет. «На сегодняшний день никакой надобности в разработке и издании указа нет, поскольку действующее законодательство уже давно имеет конкретные прямые нормы», — отметил Михаил Счастный.

«Цель издания этого указа возникла в ГО „Белресурсы“ еще в начале 2010 года по причине грядущей ликвидации. Руководство ГО „Белресурсы“ намеревалось с помощью указа избежать ликвидации», — уверен эксперт.

Интересно отметить, что разработкой законопроекта занималось не Минприроды (согласно статье 20 закона «Об обращении с отходами», именно это министерство должно заниматься разработкой таких законопроектов), а Минжилкомхоз. Еще интереснее то, что Комитет госконтроля раскритиковал проект указа еще в начале 2011-го. В частности, в документе о проекте указа отмечалось, что «речь идет не о наведении порядка в этой сфере через создание централизованной системы сбора и переработки вторичного сырья, а о прикрываемой благими намерениями попытке сохранения по сути бюджетного финансирования ГО „Белресурсы“». После такой нелестной оценки документ был на время отложен и всплыл только в конце года.

Михаил Счастный видит в этом законопроекте схему изъятия денег у производителей и потребителей в пользу бюрократической машины. «„Оператор“ (в системе Минжилкомхоза) будет получать (собирать) платежи на собственный расчетный счет, а не в бюджет, как ранее в Целевой бюджетный фонд Минторга, следовательно, всех страхов и переживаний, связанных с нецелевым или неэффективным расходованием полученных средств, не будет».

Для противодействия данной законодательной инициативе председатель Ассоциации заготовителей и переработчиков отходов направит на следующей неделе соответствующее письмо в Генпрокуратуру с просьбой провести экспертную оценку законопроекта на предмет содействия этого указа возникновению коррупционных схем.

Взамен этого указа Михаил Счастный предлагает внедрить эффективную систему извлечения вторичных материальных ресурсов и их последующего использования в качестве вторичного сырья:

  1. Введение прямой нормы ответственности для производителей товаров, а не для производителей упаковки за извлечение (сбор) всего объема потребительских упаковок, реализованных населению с товарами. Данная прямая норма ответственности должна распространяться и на производителей молочных продуктов для взрослого населения. Это позволит привлечь в систему сбора производителей (в особенности алкогольной продукции), упаковывающих свои товары в стеклянную тару, которые по проекту указа Минжилкомхоза не несут никакой экологической и экономической ответственности.
  2. Для выполнения своих обязательств по извлечению (сбору) в обязательном порядке предоставить возможность ответственным привлекать специализированные предприятия (сборщиков, заготовителей, переработчиков) на договорной основе. Это предусматривается статьей 224 Гражданского кодекса Беларуси и статьей 20 закона «Об обращении с отходами». Транснациональные компании, производящие продукцию в республике, обладают богатым опытом участия в создании систем обращения с отходами упаковок («Зеленая точка») по всему миру. Создание системы договорных отношений будет способствовать развитию конкуренции и устранит зависимость от «оператора».
  3. Предусмотреть ответственность для «оператора» за реальное выполнение извлечения (сбора, заготовки) и последующего использования вторичного сырья, исходя из объемов полученных платежей.
  4. Предусмотреть внедрение в республике системы депозитного (залогового) сбора на разовую пластиковую, стеклянную и жестяную тару из-под напитков (алкогольных, слабоалкогольных, безалкогольных, пива, воды и соков). Например, в США в тех штатах, где применяется залоговая система, уровень сбора и переработки стеклотары достигает 80—90%. Во времена СССР залоговая система позволяла обратно принимать (возвращать) от населения до 95% стеклотары. Депозитный сбор будет также стимулировать к использованию в производстве возвратной стеклотары и производителей.
  5. В соответствии с законом «Об обращении с отходами» и законом «Об охране окружающей среды» возложить контроль над выполнением требований, предусмотренных указом, на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Смогут ли новый законопроект воплотить в жизнь или затраты на утилизацию тары переложат на потребителей, покажет время.