Журналист Onliner.by Александр Чернухо: может, хватит кормить нас «грандиозными» и «легендарными»?

32 186
14 октября 2015 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Журналист Onliner.by Александр Чернухо: может, хватит кормить нас «грандиозными» и «легендарными»?

Автор: Дмитрий Корсак
Александр Чернухо — журналист Onliner.by. Музыкальный обозреватель, штатный эксперт проекта Experty.by, в прошлом — главный редактор портала Ultra-Music. С одинаковым трепетом относится к Jefferson Airplane и Death Grips.
Вы, наверное, заметили, что каждый второй концерт в Беларуси — это самое ожидаемое событие года, а приезжий музыкант, собирающий площадку от тысячи человек, автоматически становится легендарным. В Минске за год проводится не меньше сотни грандиозных мероприятий, каждое из которых обещает быть незабываемым, феерическим и не имеющим аналогов. Может, хватит кормить нас этой чушью?

Когда-то давно не очень талантливые маркетологи придумали что-то вроде блестящего фантика для не самой вкусной конфеты. Получился выход из положения: когда нужно продать воздух, лучше подсунуть обывателю абстракцию. «Голос, который не оставляет равнодушными миллионы поклонников», «Песни, которые заставляют биться сердца»… Так вместо конкретных фактов появились совершенно бессмысленные ярлыки. Все это подхватили еще менее талантливые маркетологи, доведя ситуацию до абсурда: теперь каждый рокер пенсионного возраста приобретает статус легенды, а каждый концерт за тысячу человек становится грандиозным.

Теперь представьте: как легендарных нам продавали Linkin Park (давайте-ка вместе припомним не то что легенду, а хотя бы занятную байку про них), а самым грандиозным событием года постоянно называют странное действо в виде Национальной музыкальной премии. Не слишком ли?

Кажется, давно пора понять, что весь этот винегрет из дешевых эпитетов перестал работать: когда каждый второй легендарный, очень сложно разобраться, кто более легендарный, а кто чуть поменьше. Трудно определиться, какое мероприятие действительно грандиозное, а где нам подсовывают откровенную пустышку, о которой, кроме грандиозности, и сказать-то нечего. Каждую неделю я получаю множество писем от представителей концертных агентств, которые пытаются рассказать про очередное уникальное шоу, неповторимого артиста. Все эти пресс-релизы похожи друг на друга, будто написаны под копирку: необходимо только подставить имя, дату, место и время проведения мероприятия — и вот конвейер легендарных и грандиозных запущен. Но когда дело доходит до конкретики и начинаешь спрашивать, что же такого неповторимого и уникального будет на мероприятии, в ответ слышишь все те же абстрактные фразы, за которыми ничего, кроме пустоты. И вместо того чтобы действительно увлечь читателя интересной фактурой, представители концертных агентств начинают упрашивать «разместить новость». «Новость» про очередную «легенду»...

Недавно мне позвонил организатор вечеринки и пригласил на свое мероприятие. Описывал событие как грандиозный способ реанимировать ночную жизнь столицы, переживающую не лучшие времена. Мы разговаривали 30 минут, все это время парень старался убедить меня, что его вечеринка заслуживает внимания. Я долго пытался добиться от него, что конкретно будет на вечеринке, но не услышал ничего, кроме дешевого пафоса и абсолютно шаблонных фраз про «незабываемое шоу» и «самый грандиозный проект». Возможно, это мероприятие действительно заслуживает внимания, но если человек не в состоянии четко сформулировать, чем оно выделяется на фоне других и почему именно туда должен прийти тусовщик, то есть очень большая вероятность, что никто и не придет. Почему? Когда вся афиша запружена одинаковыми описаниями, когда нет ничего, кроме ярких, но бессмысленных фраз, их ценность немедленно девальвируется.

Можно ли назвать легендарным Лемми Килмистера? Вероятно. Но если следом назвать легендой Филиппа Киркорова, возникнет вполне резонный вопрос: в какой момент нас начали обманывать? Когда маркетологи, не умеющие или не желающие хорошо делать свою работу, решили, что имеют право подсовывать нам пустышку в яркой оберточной упаковке? Кажется, именно из-за таких обманщиков мы живем в мире девальвированных ценностей. Нам пытаются продать посредственность, заработать на нашей некомпетентности, стереть границы авторитетов и заполнить мир безликими уродцами, чаще выпускающими бессмысленные пресс-релизы, чем новые композиции. Эти люди ведут себя как цыганка на вокзале: придумывают совершенную ересь лишь с одной целью — вытянуть как можно больше денег из наших карманов. Самое обидное, что они ленятся продавать хорошо и красиво, в тысячный раз используя замызганный трафарет со стандартным набором фраз.

Давайте называть вещи своими именами, давайте перестанем делать из мухи слона. Если вы действительно считаете музыканта легендарным, расскажите про него хотя бы одну историю, претендующую на статус легенды. Если ваше мероприятие действительно грандиозное, опишите подробно его масштаб, если ваша вечеринка незабываемая, расскажите нам, почему мы не сможем ее забыть. И не кривите душой: не можете четко сформулировать достоинства мероприятия — смените тон и умерьте пафос.