23 августа 2023 в 21:00
Источник: Геннадий Данич. Иллюстрации: Максим Тарналицкий. Фото: Анна Иванова
Спецпроект

«Зона там страшная». Очень странные дела недалеко от Минска

Источник: Геннадий Данич. Иллюстрации: Максим Тарналицкий. Фото: Анна Иванова

С чем-чем, а с фантазией у наших предков проблем не было. Они не только создали вокруг себя целый мир сказочных персонажей (от лесовиков до домовых и даже ужиных королей), но и обожествляли огромные камни, насыщали магической силой леса́ и наши локальные горы. А еще обязательно заворачивали эти истории в красивую обертку из мифов и легенд, в которые кое-кто верит до сих пор. Совместно с A1 мы отправились в очередное путешествие по Беларуси, о которой вы не знали. Побродили вокруг таинственной Синей горы и записали историю о том, как люди ходили к Чертову камню ботинки чинить и что из этого получилось.

Гэты тэкст можна прачытаць на беларускай мове

Пили разведенный порошок из толченых камней — верили, что поможет от болезней

Мировоззрение наших предков круто отличалось от современных понятий и может показаться, мягко говоря, странным. Когда-то люди действительно верили, что по небу в колеснице гоняет суровый Перун с молотом в мощной руке и молниями бьет по неугодным. В лесах они поклонялись деревьям, а некоторые еще недавно верили, что выпитый разведенный порошок из осколков камней-валунов или мох, растущий под ними, может вылечить от бешенства или глазных заболеваний.

— На определенной стадии развития человечества было характерно обожествление объектов природы, — говорит археолог, кандидат исторических наук Эдвард Зайковский, исследовавший, кроме прочего, валуны. — Возьмем те же камни. Магические свойства придавали преимущественно самым большим. Кто-то, к примеру, был убежден, что определенные валуны способствуют деторождению, поэтому женщины садились на них или молились поблизости. Почему так происходило? Возможно, были какие-то совпадения, которые и позволяли так считать.

Почитали предки и горы, на которых нередко устраивали капища и хоронили мертвых, и даже леса, в которых те же балты, населявшие некогда запад Беларуси, поклонялись дубам — их считали священными деревьями. Что любопытно, мест с концентрацией таких объектов хватает и рядом со столицей, в том же Воложинском районе. Мы отправились в небольшой трип и записали парочку интересных легенд.

История про камни: «Зона там страшная — кабан ходит»

Эдвард Зайковский сам родился на Воложинщине и убеждает, что здоровенных каменюк там очень много. Откуда они взялись? Некоторые боязливые предки видели в камнях провинившихся перед богом людей. Дескать, пошел пахарь на поле с волами в воскресенье работать, разгневался Всевышний и наказал его за это. На самом деле все намного проще. Зайковский объясняет, что Воложинский район — это зона, где остановился один из ледников, притащивший с собой с севера массу валунов.

— Обратите внимание, на Полесье валунов мало, и там едва ли не каждый относительно большой камень считается ценным для хозяйства, а тут, в Воложинском районе, этого добра на любом поле тонны, — рассказывает археолог.

Зайковскому можно верить, и для этого даже необязательно ходить по полям. Ограда готического костела в Ракове полностью состоит из собранных камней и выглядит весьма эффектно.

Чертов камень, к которому мы едем, находится буквально в 10 километрах от Ракова. Впервые его исследовали порядка 40 лет назад, когда о нем услышал геолог и историк Эрнст Левков. Ученый и записал по словам местных жителей деревни Ратынцы про валун сразу две легенды, которые потом опубликовал в своей замечательной книге «Маўклівыя сведкі мінуўшчыны». Согласно первой, рядом с Ратынцами когда-то стояла небольшая деревня Заневщина. Она хоть и была маленькая, но в ней даже построили небольшой костел. Местный черт идею эту не одобрил и решил храм уничтожить. Подняв огромный валун, он отправился в деревню, однако неожиданно запели петухи, черт испугался и бросил тяжкую ношу в лесу.

А второе предание гласит, что черт был кайфовым сапожником и мог сделать модную обувь. Правда, в костел в такой ходить было нельзя: якобы сразу превращалась в пыль.

В Ратынцах нам объяснили, что с камнем все в порядке, он не исчез, его по-прежнему можно увидеть на своем месте в лесу.

— Знаю, конечно, про этот камень — находится он на горке в лесу, но в легенды не верю: это сказки. Их бабки рассказывали, — говорит местный житель Владимир. — Но на такой машинке, как у вас, туда не проехать. Добраться можно только на уазике или пешком. Ну или я бы вас в любой другой день на мотоблоке подвез. Правда, зона там страшная… Кабаны ходят. Так что мало ли… Нужно быть осторожным.

Возле старенького, давным-давно закрытого сельского магазина мы повстречали Романа, ожидавшего автолавку. Он живет в Минске, но лето постоянно проводит со своей мамой в деревне. Галине Адамовне 86 — она самая пожилая жительница деревни. Узнав, для чего мы приехали, женщина рассмеялась и рассказала следующее.

— По деревне ходила такая история: вечером к камню нужно занести старую пару обуви, а когда вернешься к нему утром, уже будет стоять новая. И я помню, как пацаны моей тетки малыми носили туда свою обувь. На следующий день мы спросили: «Ну что? Получилось?» Ответила: «Не отремонтировали… Такими же, как принесли, домой забрали». Было это, кстати, еще не так и давно. Я и сама к этому камню ходила, но без ботинок. Но в последний раз я была там уже много лет назад. А вот мой сын бывает: грибы собирает.

Пока женщина рассказывала про свою деревню, ее сын набросал на тетрадном листке маршрут к Чертову камню. Если коротко, то двигать нужно в самый конец деревни, минуя придорожный крест, оставить авто и дальше, в горку, идти пешком по полю до тех пор, пока не упрешься в лес. Потом взять влево — и вскоре покажется тропинка.

Роман нас не подвел, и через 10 минут мы под горячим солнцем шагали по полю и рассматривали местные пейзажи.

Вскоре мы оказались у той самой тропинки, напоминающей вход в какой-то таинственный портал. Еще пять минут — и вот она, гигантская, поросшая мхом каменюка.

Это гранит, его размеры достигают 5,4 метра в длину и 3,4 метра в высоту. Вес — порядка 120 тонн. По мнению специалистов, определена даже родина Чертова камня: скорее всего, ледник притащил его к нам из Финляндии либо с территории, на которой находится современный российский город Выборг.

А есть легенды про Налибокскую пущу?

Налибокская пуща — самый известный лесной массив Воложинского района, ей посвящено множество легенд. Согласно одной из них, местные костелы помогали строить настоящие медведи. Им на спины якобы привязывали корзины с камнями, и они таскали их каменщикам, строившими храм. Проверить это, конечно, сложно, но вот дрессированные медведи у нас действительно были. В Сморгони даже работала школа, основанная Радзивиллами. В ней мишек учили различным упражнениям и танцам. Историю в Сморгони не забыли и даже изобразили косолапого на своем гербе.

История про Синюю гору: «Название дала дымка, она обычно появляется перед дождем»

Чего-чего, а горных массивов в Беларуси точно не увидишь. Несмотря на это, у нас хватает небольших гор, с которыми связано огромное количество легенд. Многие из этих горок носили сакральный смысл, на них наши предки устраивали языческие храмы. К примеру, наша наивысшая точка — гора Дзержинская —прежде называлась Святой, и, согласно некоторым данным, там тоже было капище.

Лысая — еще одно расхожее название холмов, встречающихся в Беларуси. Такое название они получали, скорее всего, из-за того, что на вершине толком ничего не росло, а язычники устраивали там свои святилища. Люди верили, что в этих местах на шабаши собираются ведьмы и прочая нечисть. Своя Лысая гора есть под Минском, и там тоже есть свое капище. Однако как эксперты объяснили нам: ничего общего с историей оно не имеет, это просто очередной новодел.

Синяя гора, к которой мы отправляемся, расположена в 25 километрах от Воложина. Легенды тоже не обошли ее стороной. Согласно одной из них, на горе стояла церковь, которая ушла под землю, а еще там якобы когда-то горел негасимый огонь язычников. Правда, Эдвард Зайковский когда-то обследовал холм и культурного слоя на нем не обнаружил. При этом он не отрицает, что возвышенность все-таки могла носить сакральный смысл, поскольку синий цвет для предков имел связь с потусторонним миром.

— Дело в том, что во время Первой мировой войны на горе находились немецкие доты, на ней все перерыто, и я не уверен в том, что там было капище. При этом в соседней Латвии есть своя Синяя гора [Зилайскалнс], и она связана с культом мертвых, — поясняет ученый.

Доехать до Синей горы можно примерно за час поездом из Молодечно. Выйти следует на остановочном пункте «Ластоянцы». Но проще, конечно, на автомобиле. Ориентир заметен издалека, но, если будет трудно, дорогу можно спросить у местных.

Приехав в деревню Синяя гора, мы практически сразу наткнулись на Степана. Он с граблями шел ворочать сено, но в итоге занес инструмент домой и повел нас на гору.

Наш новый знакомый оказался очень общительным человеком. Он не только рассказал, что в соседней деревне Дуды за $3 тыс. можно купить участок с домом, но и поделился местными преданиями.

Он считает, что свое название гора получила из-за синевы, которая появляется над горой перед дождем.

В чудеса Степан не особо верит, но он не исключает, что на самой горе (про нее даже писали когда-то в местной газете) действительно стоял храм.

Чтобы попасть к Синей горе, нам пришлось пройти с километр по гравийке, а потом нырнуть в переход под железнодорожным мостом, который здесь называют трубой. Ну а дальше — сплошной лес.

— Его здесь раньше не было, и на горе ничего не росло (все потом засеяли местные жители), поэтому немцы разместили тут во время Первой мировой свои блиндажи и доты. Здесь же неподалеку проходил фронт. С одной стороны были немцы, с другой — русские. Тут проходили сражения, и от того времени осталось старое военное кладбище, — говорит Степан и ведет нас за собой куда-то в лесную тишину.

И буквально через пять минут мы оказываемся у старых, поросших мхом плит. И таких, по словам нашего проводника, наберется много. Вот вам и связь синего цвета с настоящим историческим контекстом.

Еще поводив нас по тропинкам, Степан выводит на дорогу и ведет обратно в деревню. Панорамное фото горы он советует сделать из соседней деревни Подберезь и оказывается полностью прав. В свете заходящего солнца гора отлично прорисовывается на горизонте.

В Минск возвращаемся поздним вечером. По дороге мы проезжаем маленькие и большие деревни, шнурами тянущиеся вдоль шоссе. В них буквально на каждом столбе свили себе гнезда буслы — цыбатые символы Беларуси. О них мы обязательно расскажем, но уже в отдельном цикле о наших животных — они того стоят.

Читайте также:

Партнер проекта — А1

Onlíner и A1 представляют серию вдохновляющих материалов о легендах Беларуси, которые погружают в романтику прошлого и мотивируют на ответственное отношение к настоящему и будущему.

В своей деятельности A1 руководствуется принципами ESG — экологического, социального и корпоративного управления — каждый день открывает новые возможности, которые позволяют вести экологичный образ жизни, поддерживать национальную культуру, обмениваться знаниями и ценить уникальность каждого человека.

Спецпроект подготовлен совместно с унитарным предприятием «A1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by