Сегодня в Беларуси начали действовать новые нормы прожиточного минимума. Официально минимальный бюджет студента невелик — немногим более 1,5 млн рублей. За эти деньги нужно пропитаться и рассчитаться по обязательным платежам. Судя по тому, что студенты регулярно попадаются на глаза на улицах, у молодых и выносливых получается оправдывать невысокий расчет государства. Или секрет выживаемости по выходным добавляется мамой в котлеты? Вся правда о размерах и наполнении студенческого кошелька — в репортаже Onliner.by.
Михаил, лечебный факультет медицинского университета, Минск:
— У нас в семье посчитали, что, как только ребенок достигает совершеннолетия, он должен сам обустраивать свою жизнь. Поэтому одновременно с поступлением в вуз я переехал на съемную квартиру. Родителям, само собой, приходится помогать, потому что с графиком студента-медика очень сложно полноценно работать: первая смена учится с восьми утра до четырех-пяти вечера. К тому же у нас неподъемные глыбы информации, которую надо еще и как-то учить.
Родители платят за мое обучение почти 20 млн рублей в год. Для студента это просто невероятная сумма. Но все четыре курса я старался как-то обеспечивать себя. За эти годы сменил уже порядка семи подработок: где-то не устраивала оплата, где-то не успевал… Работал в сфере облуживания, больше всего времени — кальянщиком.
Квартиру мы с товарищем нашли старенькую, возле МКАДа. Сейчас платим $210, хозяйка периодически скидывает цену, но доллар все равно растет быстрее, чем ее «скидки». Последний счет за «коммуналку» пришел на 350 тыс. без учета света — за него еще стольник. Нам нужен быстрый интернет, за который платим 250 тыс., 100—150 тыс. уходит на мобильный телефон.
А еще у меня молодой организм, который очень любит покушать. Продукты с соседом покупаем вместе, на двоих отдаем около 2,5 млн в месяц или чуть больше. В основном покупаем еду «эконом-класса»: картофель (который можно приготовить миллионом способов), дешевую колбасу по акциям, мясо только на кости, чтобы было подешевле. Денег в обрез, поэтому приходится выкручиваться: на романтический вечер можно и картошки пожарить. Сходить погулять для меня — это сходить на работу, в бар, где я сейчас работаю: для своих тут скидки. На работе получаю 2—3 млн в месяц.
С учетом оплаты квартиры мне нужно около 4,5 млн в месяц. И, как можно было заметить, живем мы не на широкую ногу.
Каролина, факультет философии и социальных наук БГУ, Лида:
— Мне мама изначально сказала, что в общежитии я жить не буду. Поэтому мы с еще одной девочкой сняли двухкомнатную квартиру. Квартира, конечно, за счет родителей. Я хотела пойти работать, но мама против: боялась, что я учебу заброшу. Сейчас иногда снимаюсь в качестве модели, но я бы не назвала это подработкой — просто хобби, за которое иногда платят.
На жизнь трачу достаточно много — около 4 млн. Месяц на месяц не приходится. Я могу вдруг решить, что худею, и месяц сидеть на кашке с молоком — тогда на еду и 200 тыс. может уйти. К тому же все зависит от того, какие мероприятия проводятся в Минске. Я часто хожу на пресс-конференции, выступления, иногда на вечеринки. Меня нельзя назвать заядлой тусовщицей, но некоторые мероприятия посещать просто необходимо, чтобы обзаводиться знакомствами.
Я очень люблю сладкое, поэтому у меня много уходит на шоколад и апельсины. Я почти никогда не привожу еду из дома, все готовлю сама: курочку, рыбку — и обязательно с картошкой. Не понимаю, как некоторые без нее обходятся. За один поход в магазин трачу тысяч 500, но тогда продуктов мне хватает почти на неделю.
Мне сложно сказать, сколько денег нужно для комфортной жизни, пока я финансово завишу от родителей. Они меня всем обеспечивают, снимают мне квартиру, оплачивают интернет, телефон, коммунальные услуги. А «коммуналка» у нас большая, потому что дом вроде как элитный: у нас четыре консьержа, красная дорожка, дорогие двери… Один раз, когда в подъезде делали ремонт, нам за «коммуналку» пришел счет в 1,7 млн! Но такое только однажды было, в остальное время не знаю, сколько мама платит.
Хотя я тоже могу жить скромно и всегда стараюсь исходить из того, что имею: есть у меня 3 млн — значит, надо на них и рассчитывать.
Денис, факультет компьютерных систем и сетей БГУИРа, Слоним:
— После поступления получал стипендию примерно в 450 тыс. Сейчас у меня средний балл 9,2, к тому же я участвую в общественной и научной жизни факультета, поэтому стипендия выросла до 990 тыс. Родители подкидывают еще тысяч 700 и помогают продуктами, так что с деньгами трудностей не возникает. 40—60% стипендии еще и откладывать получается. Сейчас как раз привезли с моим соседом продуктов из дома, поэтому холодильник у нас совсем не студенческий — забит доверху.
Конечно, приходится на чем-то экономить. Например, замороженные овощи я покупаю в «Евроопте», хлеб, масло, макароны — в магазине поменьше, а колбасу привожу из Слонима. Еще на первом курсе заметил, что она там дешевле. Пришлось научиться готовить самому, потому что питаться в столовой очень невыгодно.
Много приходится отдавать за общежитие (168 тыс.), интернет (160 тыс. на двоих), у нас достаточно дорогой проезд в метро, да и выйти погулять куда-то не так уж и дешево. Одно время я пытался подрабатывать, но было тяжело совмещать работу с учебой, поэтому от этой задумки пришлось отказаться.
На отложенные деньги могу сходить куда-нибудь с друзьями или купить себе что-то вкусное. Бывают и покупки побольше: недавно купили небольшой холодильник в комнату, а до этого обзавелся клавиатурой. Как говорит наш заведующий кафедрой, за время учебы в институте надо получить права, съездить за границу и освоить слепую печать. За границу пока не получилось, а вот права совсем скоро получу. Часть денег на обучение в автошколе дали родители, а остальное я заплатил сам. Считаю, что это выгодное вложение, для такого дела можно какое-то время пожить и поскромнее.
Катя, Институт журналистики БГУ, Минск:
— Не так давно я ушла с работы и сейчас не имею постоянного заработка, но до этого получала около $120 в месяц. На тот момент это было эквивалентно примерно 2 млн рублей. Их определенно не хватало на одежду и какие-то дорогие вещи. Примерно четверть всей суммы уходило на всякие мелочи вроде шампуней, кремов, косметики, каких-то безделушек, на которые падает взгляд в магазине.
Много денег уходит на проезд, особенно если не покупать проездной. Каждый день я выкладывала по 20—30 тыс. только на билетики и жетоны.
Конечно, иногда охота сходить с друзьями выпить кофе или вина. С пустыми карманами идти не хочется, а один такой выход в свет стоит не меньше 200 тыс. У меня есть привычка, от которой мне сложно отказаться, — это кофе. Да, в кофейне я могу тратить очень много — от 40 тыс. за стакан. Как-то пыталась подсчитать: только на кофе уходило около 400 тыс. в месяц.
В то время я усердно работала, почти не появлялась дома и, соответственно, не жила на маминых харчах. Приходилось брать что-то быстрое в магазине, идти на место работы и там готовить. А это, как оказалось, недешево. Один раз поесть на работе обходится в 50 тыс.
Если бы я жила без родителей, было бы намного сложнее. Я, к сожалению, не та девушка, которая любит готовить, но это, похоже, неизбежно. Мои родители ходят в магазин примерно раз в неделю и тратят там около 650 тыс. Мне кажется, это очень много, хотя мы и не покупаем ничего лишнего, у нас самая обычная семья. И это только на еду. А еще есть бытовая химия, коммунальные платежи, бытовые приборы, проезд. Мне кажется, меньше чем на 3,5 млн жить просто невозможно.
Анна, факультет маркетинга и логистики БГЭУ, Гродно:
— У меня стипендия повышенная, поэтому сейчас получаю около 900 тыс. Но по факту выходит немного меньше, потому что около 160 тыс. сразу вычитается в счет оплаты общежития. Мы сразу же отдаем по 80 тыс. за интернет, оплачиваем коммунальные услуги, телефон, аренду холодильника. Конечно, родители помогают, на одну стипендию вряд ли получилось бы прожить. Я трачу около 1,5 млн в месяц, включая все платежи, продукты, проездной и так далее.
Мы с соседкой живем вместе уже четвертый год. Все едим вместе, даже если родители присылают какую-то еду. Покупаем продукты тоже вместе, а в конце месяца смотрим по чекам, кто сколько потратил, и рассчитываемся.
К родителям мы ездим не так часто, так что почти все покупаем сами. На еду у меня уходит тысяч 400—500. Хотя готовить что-то сложно, поскольку духовки в общаге нет, а плиту с недавнего времени начали в полночь отключать: экономят. У нас все по стандартам: картошка, макароны, гречка, овсянка. Любим сыры плавленые, булочки… На самом деле по карману бьют даже самые простые вещи вроде подсолнечного масла.
Почти всю одежду и косметику я покупаю в Польше. Мы с родителями часто ездим туда за покупками. Тем более что нам из Гродно добираться несложно.
Лично у меня много денег уходит на походы в кино. Сейчас некоторые кинотеатры делают скидки на билеты, поэтому стараемся подстраиваться: ходить-то хочется.
Невероятная статья расходов — это проездной. Мне нужно далеко ездить на учебу из общежития, и добираться приходится чуть ли не на всех видах транспорта. Из 1,5 млн 300 тыс. уходит только на проезд.
Думаю, чтобы студент мог совсем не париться о деньгах (в пределах разумного), надо иметь миллиона три, не меньше.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by