Все началось с инициативы руководства БГУ о введении платных пересдач. Студенты выразили недовольство, но не преуспели в своем протесте. 12 ноября ректор университета Сергей Абламейко подписал соответствующее положение. В ответ учащиеся БГУ организовали «марш студентов», который прошел сегодня. Протестующие выступали за отмену платных пересдач и отработок, прекращение давления на студентов и роспуск Ассамблеи БГУ, создание нового органа студенческого самоуправления, правда, ничего не добились.
К половине первого в Михайловском сквере собралось человек 30. По большей части журналистов. После число присутствующих стало прирастать за счет сочувствующих, студентов других вузов и выпускников БГУ. Четверокурсник Константин оказался одним из редких актуальных участников события.
— Со стороны администрации было какое-то давление. Нам говорили: «Если пойдете на марш, всех поотчисляем», — рассказывает учащийся БГУ. — Наверное, это как-то сработало. Вот и собралось не очень много народу. Но надеюсь, человек 50—60 все же будет.
С момента объявления время начала марша менялось как минимум трижды. В последний раз — в угоду встречи с ректором БГУ, который дал добро на общение со студентами. Правда, за несколько часов до начала шествия на сайте университета появилась новость об отмене.
— На самом деле, я очень надеялся на эту встречу, — признается Костя. — У нас же есть какие-то проблемы. Почему нельзя поговорить с нами? В чем сложность? Для меня это непонятно.
Вскоре появились представители милиции, которые обратили свое внимание на ребят в синих манишках и переписали их паспортные данные.
Ребята в синих манишках оказались наблюдателями общественной организации «Белорусский Хельсинкский Комитет» из числа волонтеров, которые свидетельствовали происходящее и пересчитывали количество участников марша. По ходу дела оно увеличивалось. По предварительным подсчетам наблюдателей, мероприятие привлекло примерно сто студентов.
Начало затягивалось, но в какой-то момент жить стало веселее. По скверу начал ходить парень по имени Петр и раздавал всем конфеты. Говорил, что в честь своего дня рождения. Люди принимали конфеты Петра и мягко улыбались.
Марш все же начался. Сначала поток отправился к юридическому факультету, откуда двинул на улицу Бобруйскую к факультету международных отношений. Тамошние студенты улыбались шествующим с курилки и, кажется, не особо понимали, что происходит.
Завернув на Бобруйскую, митингующие попытались пройти во дворик БГУ, но на их марширующем пути возникла первая преграда.
— У нас тут пропускная система. Это охраняемый объект, — говорил усатый охранник. — Давайте зачетную книжку или студенческий — и проходите.
Однако студенты решили не разбредаться поодиночке и сохранить стройность рядов, двинув к другому входу. Там история повторилась. Колонна направилась к главному входу университета, который, как оказалось, находится на ремонте. В общем, очередная попытка проникнуть на университетскую территорию успехом не увенчалась.
В ожидании какого-то движения собравшиеся принялись скандировать «Ректор, выходи!».
После к этому призыву добавился новый — «Ректора на ковер!». Канонический советский ковер прилагался.
— Пока одни проблемы, нас банально не пускают внутрь, — говорил ожидавший каких-то событий первокурсник Валерий. — Честно, казалось, что студентов соберется больше, чем журналистов. Просто в группе, которая зазывала нас сюда, аж две тысячи участников. И вот теперь я задаюсь вопросом: а где они? Если бы тут было больше студентов, встреча с ректором стала бы намного вероятнее. Мы могли бы поговорить и что-то решить… Просто организации, на которые студенты сейчас имеют реальное влияние, вообще ничего не решают. Ну да — если надо устроить какой-нибудь условный день журавля, они бегут к нам. А когда студенты задают вопрос о пересдачах, нам ничего не говорят.
Не дождавшись ректора, участники марша отправились в сторону почтамта. Правда, около остановки общественного транспорта шествие остановилось. Ядро наиболее активных студентов как-то вдруг ринулось в приехавшую маршрутку и, плотно набив ее, отчалило.
Читайте также: