Репетитор Ева Гилевич: школа и ответственность — совместимы?

23 961
27 ноября 2015 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Репетитор Ева Гилевич: школа и ответственность — совместимы?

Автор: Дмитрий Корсак
Ева Гилевич — репетитор по английскому и белорусскому языкам центра «100 баллов». Окончила МГЛУ, волонтер на курсах белорусского языка «Мова Нанова».
Неизбежность проведения как минимум девяти лет жизни в стенах школы настигает рано или поздно каждого белоруса. А вместе с ним — и его родителей. Чего мы имеем право ожидать от школы согласно Кодексу об образовании РБ и что получаем по факту? Рассмотрим конфликт несоответствия ожидаемого и реального с точки зрения ответственности сторон.
  • Итак, среди многих пафосных строк документ гордо гласит, что любое учреждение образования «обязано обеспечивать:
  • - качество образования;
  • - моральное стимулирование обучающихся;
  • - создание безопасных условий при организации образовательного процесса».

Согласно формулировке, непосредственно школа несет ответственность за воплощение вышеперечисленных пунктов в жизнь. Или не несет?

Качество школьного образования давно вызывает смех сквозь слезы. Смех — большинства школьников, которые одиннадцать лет бессмысленно просиживают штаны за партой. Слезы — родителей, когда наступает тот самый одиннадцатый класс и впереди маячит вступительная кампания. В ВУЗ, ПТУ или армию — это уже кому на сколько репетиторов хватит средств и нервов. Бесчисленные рассказы школьников о том, что на уроке «опять ничего не делали, дежурили, ходили на хоккей, мели территорию и т. д.» — не выдумки, а факты каждодневной хроники серых будней наших детей. Безусловно, существуют такие преподаватели, на чьих уроках подобные вещи просто невозможны. Но их — как динозавров в музее архитектуры и быта в Строчицах. Не сказать, что нет. Но поискать и доказать придется.

Кроме самогó учебного процесса контроль знаний также вызывает грустную улыбку. Школьные экзамены — тот еще спектакль. Как проверить детей так, чтобы по результату не оказалось, что их ничему не научили? Эти схемы не снились даже Остапу Бендеру. Ведь главное — отчетность на бумагах, показатели и рейтинг. Ну и пусть все это фарс. Зато как красиво! По итогу — восьмерки и девятки в аттестате и максимум шесть баллов по ЦТ — вот где красиво. И как привлечь к ответственности за такую разбежку в баллах за один и тот же предмет, но по разным экзаменам?

Следующий пункт — моральное стимулирование учащихся. Здесь хотелось бы рассмотреть вопрос шире и поговорить о моральном и психологическом комфорте детей в стенах школы. Насколько школьная обстановка в наши дни с низким авторитетом и профессионализмом большинства преподавателей, скукой и однообразием учебного процесса, отсутствием реальной мотивации к постижению знаний и постоянной текучкой кадров способствует моральному становлению подрастающего поколения? Ведь практически каждый школьник напрямую говорит, что ходит в школу без желания, а то и с презрением. Одиннадцать лет жизни человек учится терпеть и делать то, что ему не по душе, но надо. Вот где закаляется дух белорусского народа.

Тут же нельзя не затронуть более серьезный вопрос о психологическом комфорте в отношении ученика со стороны преподавателей и одноклассников. Кроме хамского поведения школьников с учителями (причины смотрите выше) необходимо признать возможность неуважительного отношения преподавателя к ученику. Такие ситуации игнорирования, унижения и даже оскорбления также происходят с нашими детьми. Насколько школа несет ответственность за психологический урон ребенку в таких ситуациях? Тем более что моменты открытого унижения обычно ведут к снижению авторитета учащегося среди одноклассников. А это — намного более серьезная проблема.

Ни для кого не секрет, что среди подростков существует жесткая иерархия, согласно которой заслужить авторитет невероятно сложно, а вот потерять его — проще простого. Чем это грозит? От обычных словесных издевательств, изоляции и игнорирования — до телесных увечий и доведения до суицида. Да, в каждой школе есть социальный педагог и психолог. Но опыт показывает, что количество бумажной волокиты, которую они тянут на своих плечах, редко когда позволяет им предупредить назревающий конфликт. Ведь для этого необходимо постоянно мониторить ситуацию, быть в курсе проблемных моментов в классах. А не просто для отчетности раздавать психологические тесты-пятиминутки. Ну а что уже говорить о решении происходящих школьных конфликтов в более глубокой форме, чем просто чтение моралей. Такая позиция школы — это безответственность, Конфликтные ситуации (как между преподавателями и учениками, так и среди детей) пускают на самотек, а по происшествии — заминаются любыми силами, чтобы ни в коем случае не выйти за порог здания.

Третье — безопасные условия пребывания детей в школе. Каждый год перед 1 сентября школа проходит контроль на готовность принять детей. Каждый год весь педколлектив красит, мажет, метет, вымывает и клеит. Школа получает допуск. И каждый год по стране происходят несчастные случаи. Обваливаются потолки, падают оконные рамы, ломаются детские площадки, дети получают отравления в столовых, травмы на уроках физкультуры… Не говоря уже о случаях ДТП на территории школы. Как родителю быть спокойным, что школа несет ответственность за жизнь ребенка предусмотрев и устранив все возможные опасные ситуации? Ведь по факту к ответственности приходится привлекать, когда несчастный случай уже произошел. И такой подход — во всех рассмотренных ситуациях.

Выпустить и забыть — вот девиз сегодняшней школы. Получается, что ответственность за учеников в конечном счете несут все равно родители? Так а что тогда происходит все одиннадцать лет?

Читайте также: