Ведущий белорусского телеклуба «Что? Где? Когда?» Алесь Мухин: «золотой миллиард» человечества все больше разбавляется потребителями

34 574
04 сентября 2015 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Малиновский

Ведущий белорусского телеклуба «Что? Где? Когда?» Алесь Мухин: «золотой миллиард» человечества все больше разбавляется потребителями

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Малиновский
Алесь Мухин — игрок элитарного клуба «Что? Где? Когда?» с 2001 года, предприниматель. С 2009 года — автор и ведущий телепередачи «Что? Где? Когда?» в Беларуси. Член жюри белорусского КВН. Ведущий турнира «Что? Где? Когда?» среди IТ-компаний, который пройдет 23 сентября.
Универсал или узкий специалист? Спор о том, как правильно интеллектуально развиваться современному человеку, не умолкает. Есть свое мнение по этому поводу и у меня. Конечно, я считаю, что, как говорили классики, в человеке все должно быть прекрасно, в том числе и ум, образование. Но при этом я бы провел черту между жизнью человека вообще и его профессиональными достижениями в частности.

Общество идет по пути уточнения профессиональных качеств, и специализация сегодня неминуемо становится все более узкой. Наверное, это правильно, потому что знания человечества накапливаются в геометрической прогрессии и уже невозможно быть специалистом во всех областях одновременно. Времена мультинаучных гениев XVII—XIX веков прошли. Тогда, в эпоху научного эксперимента, наука поддавалась человеческому интеллекту без дополнительного супербазиса. Сделав открытие в области химии, можно было переключиться на физику, а после — на медицину. Сегодня же, к примеру, профессия бухгалтера по начислению заработной платы требует большого массива знаний, я уже не говорю про фундаментальные исследования.

В то же время в обществе всегда на гребне волны находятся люди с широким кругозором. В эпоху развитого интернета, абсолютной ноосферы, которая окружила все человечество, кажется, только ленивый не становится интеллектуально развитым человеком, так как все предпосылки к этому есть. Если раньше мои родители сдавали тонну макулатуры, чтобы купить «Большую советскую энциклопедию», то теперь достаточно дважды кликнуть мышкой — и ты в Википедии. Самое интересное, что некоторые мои друзья так и делают: читают по пять случайных или посвященных определенной тематике статей ежедневно, обогащая себя знаниями.

Но здесь все зависит от внутренней установки, ведь человечество дает и альтернативу познанию мира — страсть к потреблению. Вместо получения новых знаний можно круглыми сутками «сидеть» в компьютерных играх, можно потратить жизнь, подсматривая за жизнью других, «поедая» сериалы и реалити-шоу. Можно много и жадно есть, часами мечтать о новом диване.

Возникает парадокс: чем больше человечество получает доступ к знаниям, тем меньше, кажется, нас окружают интеллектуально развитые люди. Я пришел к выводу, что известный принцип «золотого миллиарда» человечества никуда не исчезает. Напомню, есть предположение, что по-настоящему комфортно на планете может жить лишь миллиард человек. Все «излишки» создают нагрузку на экологию и дробят блага, которые может нам дать Земля.

И вот мне кажется, что окружающая нас цивилизация сознательно ограничивает количество интеллектуалов в рамках этого самого «золотого миллиарда». Что с остальными? Как бы это печально ни прозвучало — потребители необходимы всегда.

Думающие люди не нужны никому, кроме самих себя. Парадокс, но общество, твое руководство, больше всего желают, чтобы ты был послушным потребителем, плавающим по жизни в ограниченном русле. Хочешь вырваться за его пределы? Тебе вряд ли будет кто-то помогать, так как это выгодно только тебе.

Вот и получается, что оставшиеся 6 миллиардов находятся в положении тотального, бездумного, нескончаемого потребления или в состоянии ужасной нищеты. И я уверен, что как было в Беларуси в середине XX века, например, 100 тысяч интеллектуально развитых людей на 7,7 миллиона человек, так и осталось на сегодняшний день, но уже на 9,4 миллиона. Еще академик Вернадский говорил, что объем ноосферы, которая окружает Землю, конечен и в любом случае информация в полной мере доходит до определенного количества людей. И, может быть, в этом и есть гомеостаз человеческой цивилизации: нас становится больше, мы больше кушаем, производим, потребляем, но количество интеллектуально развитых людей остается все на том же уровне условного «золотого миллиарда».

Очень характерный пример — результаты вступительных экзаменов в белорусские вузы в последние годы. Как мне кажется, у нас есть всего несколько факультетов, проходной балл на которые равен 350—370 из 400. И на соседнем факультете, буквально за стеной, проходной балл уже 200. Вы понимаете пропасть, разделяющую человека, набравшего 350 баллов, и того, кто еле может дотянуть до двухсот? Не хочу брюзжать, но во времена моего студенчества ситуация выглядела иначе.

Мало в каких семьях говорят: «Мой Ванька ни на что не годен, пусть в ПТУ идет». В Беларуси уже давно стало нормой высшее образование, вот только его качество, как и качество преподавания в средней школе, вызывает вопросы. В любой развивающейся стране существует интеллектуальный раскол общества, это не только наша проблема. Посмотрите, что происходит в Индии: с одной стороны, там есть собственные «Кремниевые долины», собственный Голливуд и все приумножающееся количество миллионеров, с другой — более миллиарда абсолютно нищих людей.

Я рад, что в Беларуси активно развиваются интеллектуальные игры, которые доступны каждому, вне зависимости от возраста и социального статуса. Мы успешно проводим нетелевизионные мероприятия в формате телеклуба, снимаем передачу, в которой принимают участие рафинированные интеллектуалы, но посмотрев на происходящее в зале, вы вскоре поймете, что это совершенно нормальные люди, которые вполне могут быть вашими соседями по лестничной площадке. Просто они обладают, как я говорю, сенсорным голодом — желанием постоянно развиваться.