«Ура, вас едут спасать!» Onliner.by вместе с Супервумен приходит на помощь велосипедистам

 
02 сентября 2015 в 8:00
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Влад Борисевич
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Влад Борисевич

Уже через неделю участники реалити-конкурса #РазамМінск, который Onliner.by проводит вместе с платформой Talaka.by и компанией velcom, должны будут отчитаться перед зрителями и членами жюри о выполнении своих проектов. Так что прямо сейчас команды находятся на финишной прямой. Onliner.by присоединился к группе программистов-велосипедистов и вместе с Супервумен Еленой протестировал мобильное приложение взаимопомощи Velo-SOS.

Программисты Евгений Вороной и Александр Куликовский совсем недавно закончили БГУИР, но уже успели найти работу по специальности с зарплатой от $1000 в эквиваленте («на жизнь хватает») и с энтузиазмом занялись своим хобби. Движимые благородной идеей сделать Минск более велосипедным, ребята вместе с дизайнером Алиной Шипулиной написали мобильное приложение Velo-SOS для Android и iOS, с помощью которого можно сообщить о проблеме (например, проколе колеса) и получить помощь. Бесплатно скачать Velo-SOS можно по ссылке.

— Я на собственном опыте знаю, что на велодорожке можно попасть в ситуацию, когда срочно нужна помощь и нет никого, кто может спасти. Именно поэтому у меня возникла идея подобного мобильного приложения. Достаточно просто нажать кнопку «SOS» на экране, и все пользователи в определенном радиусе увидят, что ты в беде. И смогут помочь! — объясняет Женя. — Мы уже тестировали приложение среди друзей, все работало четко.

— В конкурсе #РазамМінск мы участвуем потому, что состояние велосипедной инфраструктуры отражает развитие города в целом. Вынужден констатировать: пока что наша сеть велодорожек (ее и сетью-то сложно назвать) не очень интегрирована в городскую среду. Хотя самое главное — это все-таки не проблема бордюров или слишком малое количество велодорожек, самое главное — у нас в головах. Извечные конфликты между автомобилистами, велосипедистами и пешеходами, грубость и хамство — вот что мешает Минску. Нужно уважать друг друга, и наш проект как раз-таки создан для того, чтобы делать веломир лучше, благороднее, — убежден Женя.

Сегодня на закрытом тестировании мобильного приложения к ребятам присоединился волонтер Минского велосипедного общества и руководитель проекта «Добры ровар» Кирилл Кудравец. Молодой человек закончил магистратуру и сейчас преподает в Белорусском государственном аграрном техническом университете, а в свободное время собирает двухколесные машины из ненужных деталей и организовывает бесплатный прокат. У «Добрага ровара» есть 12 точек в центре Минска, где можно даром взять велосипед на время.

— По статистике, в нашей столице на велосипедах передвигаются всего 0,1% жителей (в Амстердаме, например, этот показатель приближается к 30%), хотя данные опросов показывают, что «ровар» есть у каждого третьего минчанина. Видимо, он стоит на балконе и никогда не используется. Белорусы не хотят ездить на велосипедах на работу и уж тем более кататься в холодное время года. Думаю, это какой-то психологический барьер. Вот в Швеции тоже погодка не теплая, но там никто не отказывается от велосипедов. А белорусы считают, что это непрестижно и не удовлетворяет требованиям дресс-кода. Показать бы им, как тот же мэр Лондона ездит на работу на велосипеде, — вздыхает Кирилл.

— Да, существует проблема — барьерная среда. В Минске сложно ездить на городском велосипеде, поэтому практически у всех горные, ведь приходится постоянно преодолевать препятствия, фактически заниматься спортом, а не наслаждаться ездой. Следующая проблема — это конфликты «велосипедист — пешеход» и «велосипедист — автомобилист». По проезжей части перемещаться запрещено, а проезд по тротуарам мешает пешеходам. Во многих местах нарисованы велодорожки, но это скорее формальность… Беда в том, что люди, которые принимают решения, сами ездят на автомобилях. Поэтому у нас так все и устроено. Эх, пересадить бы чиновников на велосипеды хотя бы на денек, — мечтательно произносит волонтер «Добрага ровара».

Ну а мы не будем сосредотачиваться на негативных моментах, которые имеют место в любом деле, и займемся тестированием полезной вещи — приложения взаимопомощи Velo-SOS. Вместе с нами в этом поучаствует красотка Елена в костюме Супервумен, чтобы максимально точно выразить замысел создателей о спасении.

Женя заходит в программу и нажимает большую красную кнопку SOS на главном экране. «Пробито колесо! Что делать?!» — описывает проблему разработчик и на самом деле спускает колесо, чтобы приблизить ситуацию к реальной.

На сигнал SOS откликается Саша, поскольку видит на экране своего телефона список всех, кто попал в беду, в том числе и сообщение Жени с пометкой «Очень срочно» и точкой на карте. Представим, что у Саши, который ехал неподалеку, как раз оказались с собой насос и велоаптечка (она, кстати, очень удобная по размеру и стоит всего 30 000 рублей). Саша нажимает кнопку «Хочу помочь», и Жене тут же приходит жизнерадостное уведомление «Ура, вас едет спасать пользователь!». Теперь молодому человеку остается только дождаться своего спасателя, и в скором времени проблема с колесом будет решена. Вот так работает Velo-SOS.

Кирилл тем временем проводит для нас мастер-класс о том, как починить пробитое колесо. Во-первых, нужно внимательно осмотреть камеру и найти прокол. Потом зачистить наждачкой место прокола и нанести специальный раствор, который есть в любой велоаптечке. Наклеиваем заплатку черной стороной вверх, тщательно разглаживаем, для верности наступаем ногой и пару минут стоим на колесе. Затем убеждаемся, что в камере не осталось того, что изначально пробило ее. Активно работаем насосом и надуваем колесо.

— Собственно, все! — радостно констатирует Кирилл. — Обычно в такой ситуации, когда колесо пробито, люди сразу сдаются, беспомощно берут велик в руки и тащат его домой. А ведь пять минут несложной работы — и все будет как новенькое.

— Радостно видеть, что наша идея уже работает! Пока что приложение недоступно для скачивания, но совсем скоро оно появится в App Store и Google Play. В будущем мы хотим добавить в программу интересные «плюшки» вроде точек бесплатного велопроката или оригинальных маршрутов. Нам нравится развиваться, делать что-то полезное. В конце концов, это весело! — убежден Саша.

* * *

Onliner.by продолжает следить за активностью участников #РазамМінск. Битва за призовой фонд в $2000 в эквиваленте становится все более напряженной. Вперед вырываются девять проектов, которые готовы более чем на половину:

Иван Веденин, креативный директор Talaka.by, на этой неделе связался практически со всеми участниками #РазамМінск, чтобы выяснить, есть ли у них шанс успеть завершить проекты до 7 сентября, как того требуют правила конкурса.

— По итогу могу сказать: где-то у трети проектов все и так хорошо, они действуют по намеченному плану, и единственная помощь, которая им нужна, — это создание инфоповодов для СМИ и «красивой картинки», которую можно было бы предъявить сторонникам и активным наблюдателям. Еще примерно треть проектов намертво зависли в ожидании согласований от городской администрации — для них я пытался предложить альтернативные способы реализации, не увязанные с получением разрешения. Например, можно использовать частные, а не муниципальные площадки для разворачивания проекта, но и это придется делать с оговорками. Оставшаяся треть проектов не двигаются по разным причинам, которые можно было бы назвать человеческим фактором: у кого-то заболели родственники или сам автор попал в больницу, у кого-то реализация проекта наложилась на рабочие обстоятельства… Обидней всего, когда авторы сами опускают руки и действуют неэффективно по неопытности или просто из-за отсутствия воли к успеху, хотя проект всем нравится и множество людей готовы поддержать его реализацию… — констатирует Иван Веденин.

Но не все опустили руки! Большинство участников активно трудятся, помня о призовом фонде и своих благородных целях по улучшению Минска. Например, проект «Городские квесты для детей и их родителей» уже близок к финалу. Авторы придумали оригинальные задания, связанные с историей Минска, которые малыши могут выполнить вместе со взрослыми в парке Горького. Но как проверить, действительно ли увлекательным получился квест? В этом вопросе на помощь организаторам пришла компания velcom, которая, кстати, учредила в конкурсе собственную номинацию под названием «Детский город». Мобильный оператор обратился к своим сотрудникам с призывом протестировать задания. Обратная связь поможет проекту усовершенствовать важные детали.

1 сентября, в День знаний, команда проекта «Чистое дело» встретилась со школьниками столичной гимназии №15 и установила урны для раздельного сбора мусора — как и было задумано ребятами. Проект «#ПишемМинск» в этот день организовал свою последнюю встречу: городской рассказ уже написан, и все желающие прошлись с экскурсией по местам повествования.

Со скрипом, но все же продвигается инициатива по установке точки зарядки гаджетов от солнечной энергии. Нужное оборудование авторы смогли получить у спонсоров, так что теперь они каждый день собираются после работы в «однушке» и самоотверженно конструируют двухметровый прототип будущей батареи.

Самым лучшим образом обстоят дела у проекта Катерины Ковровой «Книга про меня». Благодаря усердию этой красавицы-благотворительницы и ее «Коробкам смелости», минчане пожертвовали около 42 млн рублей на печать арт-альбома на белорусском языке. Цель достигнута!

Уже через пару дней, 5 сентября, в БГУИРе откроется первый в Беларуси музей ретрокомпьютеров. Автор проекта Александр Александров все-таки сумел найти пусть и временное, но надежное помещение для своей редкой коллекции. А 7 сентября финиширует еще один проект — Partizanink. В этот день городские активисты разукрасят серую стену многоэтажки на Юго-Западе, но не традиционным способом — человеческими руками, — а с помощью специального робота-«рисовача». Должно быть весело!

О самых интересных проектах читайте в следующем выпуске реалити-конкурса 9 сентября. Не пропустите!

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by