Оптимисты против пессимиста: 1 января 2016 года для предпринимателей станет концом света или мелким испытанием?

 
12 августа 2015 в 14:19
Автор: Александр Владыко. Фото: Влад Борисевич
Автор: Александр Владыко. Фото: Влад Борисевич
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

До 1 января, когда изменятся правила работы индивидуальных предпринимателей, еще несколько месяцев. Многие ИП, не меняя в своей работе ничего на протяжении многих лет, не торопятся и сейчас: вроде бы не первый вызов в молодой белорусской истории. Другие начинают размышлять, как работать в новых условиях. Кому-то они кажутся по силам, другие готовы распродать остатки и закрыть на это переходное время свой торговый бизнес. Сильно ли изменятся розничные цены, если товар растаможить и сертифицировать по всем новым правилам? Останется ли предпринимательский бизнес в 2016 году? Мнение оптимистов и пессимиста.

Цены расти не будут, а будущее предпринимателей — в их руках

Ольга Гажула — одна из ведущих специалистов по логистике, Андрей Авласенко — бизнесмен с 15-летним опытом поставок импортных товаров. Специально под новые условия работы они открыли компанию «Внешэкономсервис» и готовы предложить предпринимателям услуги по доставке товара «по-белому».

— Прибыль в бизнесе — это плата за риск: выбери то, что понравится покупателю, предложи это по устраивающей его цене, угадай с количеством и привези вовремя, — рассказывает Андрей Авласенко. — За полное или частичное невыполнение этих простых правил наступает неизбежное наказание. Любой, кто хоть раз попробовал что-нибудь закупить и продать, знает, что уйти от этих рисков невозможно. По этой самой причине прибыль предпринимателя весьма нестабильна. Да и платежеспособность покупателей упала. На этом фоне любые дополнительные затраты только усугубляют положение и наводят на грустные мысли. А работа «по всем правилам» затраты точно увеличит.

— На сколько? Как сегодня работают предприниматели, закупающие товары за границей?

— Сегодня на рынке присутствуют одновременно и старые, и новые схемы ввоза импортных товаров. Начнем со старых. Например, предприниматель закупил партию товара в Китае. Он обращается к одной из многих фирм-перевозчиков, имеющих там свои офисы, сдает им свой товар и получает его уже в Москве или в Минске на складе. Скорость доставки (20—30 дней), низкая цена ($4—5 за килограмм груза), отсутствие формальностей (оформляется одна квитанция) — это неоспоримые плюсы. С другой стороны — отсутствие документов на товар, риски потери или повреждения товара (с частичной компенсацией или при полном ее отсутствии), оплата товара наличными, риск не успеть продать товар до 1 января 2016 года, — объясняет Ольга Гажула.

Второй вариант похож на первый, немного дороже ($6—7 за килограмм груза), но уже с документами на выходе. Так что требования по наличию документов соблюдены, останется только подать статдекларацию и заплатить импортный НДС в Беларуси. Правда, на практике при проверке Госстандарта товары иногда берут на контрольные испытания и выявляют несоответствие с сертификатом или декларацией. Тут уж как повезет: проверят — не проверят.

И третий способ — прямая поставка своей партии товара на таможенную территорию Республики Беларусь с соблюдением всех требований законодательства. Документы в полном порядке, но для небольших партий товаров удельные затраты на единицу сильно возрастают (экспортное оформление, импортная декларация, стоимость испытаний и уничтожение образцов товара, выдача бланка и регистрация в едином реестре ТС — одинаковые расходы на партию в 10 единиц и 10 000 единиц, добавим расходы по доставке в составе сборного груза и потраченное время). Поэтому этот способ легального ввоза экономически выгоден начиная с определенного размера партии. Так ввозят импортные товары крупные ретейлеры (сети магазинов) и оптовые фирмы. Удельные затраты на единицу товара таковы, что они легко конкурируют ценами с рынками, и в голову не придет снижать расходы по импорту, завозя «экономичными» окольными путями и пользуясь документами фирмы в РФ, которая по сути является просто перевозчиком и никакой ответственности за последствия не несет.

— Легко ли предпринимателям достать информацию о способах импорта через посреднические компании в России?

— Проще простого. Наберите в поисковике «привезти товар из Китая в Москву». Звоните, и вам все расскажут. Странно только, что, называя цену за доставку с таможенной очисткой и подтверждением соответствия пары обуви или куртки-пуховика, никто не спрашивает цену закупки. Без нее посчитать совокупный таможенный платеж нереально.

— Многие предприниматели закупают импортные товары из третьих стран на оптовых рынках в Москве — на территории Таможенного союза. Местные продавцы документов не дают, на прямую доставку из Китая нет возможностей у самих ИП. Единственный выход — менять работу?

— В рамках ТС действуют единые правила таможенной очистки и подтверждения соответствия товаров. Это международные соглашения, и я не вправе думать, что какая-то из стран их не выполняет. В то же время факт отсутствия документов у некоторых оптовых продавцов общеизвестен. Остается только предположить, что документы, свидетельствующие о легальном ввозе товара на территорию ТС, у них где-то есть, но они их просто не хотят показывать. Правда, они могут подсказать, где купить документы недорого тут же, на рынке. Отсюда совет простой: держитесь подальше от таких загадочных продавцов, неприятности в виде штрафов и конфискаций после 1 января 2016 года гарантированы. К большому сожалению, если ИП торгует только такими товарами, то шансов остаться на рынке после Нового года у него нет, — говорит Андрей.

Идея нашего с Ольгой бизнеса проста и заключается в следующем: на территории страны экспорта (Турция, Китай, Польша и др.) мелкие партии товаров собираются в одну крупную и легально экспортируются в Беларусь в адрес нашей компании. По прибытии на таможенную территорию Беларуси компания проводит все необходимые операции по импорту и отдает товары собственникам — ИП — со всеми документами для реализации. При такой схеме поставок создаются условия ритмичной отгрузки для некрупных оптовых партий товаров — даже один короб с обувью или куртками вы всегда сможете оперативно закинуть в контейнер или машину, которая уходит в ближайшее время. А стоимость всех расходов по импорту на крупную партию делится между всеми собственниками мелких партий. Так достигается выигрыш в скорости доставки и снижении расходов по импорту на единицу товара. При этом гарантированно проводятся все необходимые испытания для подтверждения соответствия. Себестоимость вырастает незначительно, а предприниматель тратит время непосредственно на свой бизнес.

Прогноз роста цен на рынке очень маловероятен, просто не купят. Сможет ли ИП продолжить работу, занимаясь легальным импортом в новых условиях, во многом зависит от выбора способа импорта, его оценки уровня затрат и рисков. Кто правильно сориентируется в новой экономической ситуации и правильно выберет стратегию, в том числе и товарную, тот и будет работать дальше. Рынок не терпит пустоты.

«Мы будем ездить в Чернигов и Белосток: честные, но бедные»

Анатолий Шумченко, председатель РОО «Перспектива».

— Сегодня правильно рассуждать не о том, что делать после 1 января, а о том, что сделать до 1 января, чтобы найти компромисс. В нынешних условиях 1 января станет второй датой на могиле малого бизнеса. Мы считаем, остатки товара нужно разрешить продавать бессрочно.

— Вы же сами понимаете, что остатки в таком контексте превратятся в неиссякаемый источник.

— Для этого Министерство по налогам и сборам должно провести повторную инвентаризацию и промаркировать товар. В том, что сейчас остатки пополняются некоторыми предпринимателями, вина исключительно правил игры. Рыба плавает там, где глубже, человек — там, где выгоднее.

Давайте ориентироваться не на кабинетную теорию, а на условия среды. Что важнее — бумажки или рабочие места и занятость людей? От наличия бумажек люди богаче не становятся. Важен результат. Сегодня он — в полупустых торговых центрах.

— Вы не верите в коллективные поставки из Китая, чтобы все было по-честному, «по-белому» и прозрачно?

— Еще в 2005 году мы предлагали идею Витебского аэропорта, через который можно было бы возить двумя ИЛ-76 товар из Китая. А под Смоленском сделать «черкизон» — огромный оптовый рынок. К нам бы ездили белорусы, западная Россия, украинцы. Но время ушло.

Я допускаю, что кто-то начнет возить товар из Китая и нормально себя чувствовать. Но в целом это рынку никак не поможет. Сосед из Москвы сделает все быстрее и дешевле. Еще в прошлом году мои коллеги заказывали контейнеры — не надолго их хватило. В этом нет смысла, когда рядом — Россия. Там все гораздо проще и дешевле. Документы можно сделать любые. Знаете, как мы все выглядим при этом? Как честные, но глупые и бедные. А наши соседи — обманщики, но при деньгах, обеспечивают товарами белорусов. Мы всегда будем им проигрывать.

— Российские продавцы тоже должны исполнять требования ТС, верно?

— Наверное. Но зайдите в любой ТЦ или на любой рынок — какие документы?

— Одежда станет дороже в январе у тех ИП, которые будут работать по новым правилам?

— Нет. Скорее мы вернемся к тому, что расцветет «серый» рынок, альтернативные каналы продажи: продавцы будут ходить по квартирам, стоять в переходах. Никто не займет место предпринимателей. Люди будут заказывать товар из Китая, ездить в Чернигов и Польшу. Законы надо менять, отматывать все обратно и давать «зеленый свет». Иначе высокие цены, низкое качество и плохой ассортимент.

— Вы согласны с мнением, что «бизнес — это риски»?

— Если в результате таких «рисков» мы уничтожаем бизнес — зачем такие риски? Одно дело риски экономического толка, а когда тебя подставляют — это уже не риски. Когда пешеход идет по дороге — он рискует быть сбитым. Но если вы идете по тротуару, а вас выталкивают на дорогу — это тоже риски? Нет, конечно.