Охотники за привидениями: репортаж о том, как белорусские уфологи ищут призраков

 
23 июня 2015 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков

На колхозном поле в Сморгонском районе стоит курган. Днем — мало чем примечательный холм, разве что уж слишком правильной формы, а вот ночью… Ночью местные жители стараются возле этого места не хаживать. Говорят, регулярно ближе к полуночи над курганом разливается непонятное свечение, и из него выходит призрачная дева. Что делает привидение после такого эффектного появления, неизвестно, так как к этому моменту очевидцы стараются максимально быстро с места событий ретироваться. Но мы, конечно, задний ход не дадим. Onliner.by отправился на подтверждение (или опровержение) очередного слуха о призраках вместе с белорусскими исследователями аномальных явлений. Об этой незабываемой ночи — небольшой репортаж.

Ежегодно в белорусский «УфоКом» (уфологический комитет) поступают сотни сообщений от очевидцев аномальных явлений. Большинство из них связано с неопознанными летающими объектами, которые в итоге оказываются самолетами, фонарями или бликами на оптике фотоаппарата. Намного реже это истории про полтергейста и призраков. Сегодня мы будем изучать как раз редкий случай.

Руководитель белорусского «УфоКома» Илья Бутов просит не называть его уфологом. Илья считает, что этот термин в последние годы совершенно дискредитирован. Произошло это после того как люди, называющие себя уфологами, всерьез рассказывали о том, что чупакабра — это результат генетических экспериментов, произведенных в секретных лабораториях, и травили прочие небылицы, которые ничего, кроме улыбки, не вызывают.

— Мы работаем совсем по-другому, — отмечает Илья. — Получаем информацию, а затем многосторонне изучаем ее: проводим опросы свидетелей, анализируем архивные документы, исследуем местность, выполняем многочисленные измерения. В результате «забраковывается» 95%, а может, даже больше свидетельств. Часть из них оказывается откровенным враньем, часть — игрой света, погоды и воспаленного воображения свидетелей. Остаются единичные случаи, опровергнуть которые не получается, — над ними и начинаем серьезно работать…

За окном темно. Наша машина, откатив более 100 километров от Минска, сворачивает с трассы. Ненадолго остановившись, сверяем показания навигатора, бумажную карту и наставления местных жителей. Все три источника сильно разнятся. Как это часто бывает, в белорусской глубинке, где уже через 3—5 километров от основной транспортной артерии каждая вторая деревня оказывается заброшенной или «при смерти», сориентироваться не так просто — черт ногу сломит. Полагаясь, скорее, на чутье, прокладываем маршрут и выдвигаемся. У Ильи еще есть время провести с нами «вводную»:

— Историю про белую панну из кургана, к которому мы едем сегодня, нам рассказала известный археолог Людмила Дучиц, — говорит он. — Она услышала ее в 2010 году от местного тракториста во время одной из этнографических экспедиций. Это свидетельство интересно еще и тем, что в последнее время каких-то аналогов ему в Беларуси мало. Упоминания о призраках, которые появляются на месте курганов, можно достаточно часто встретить в различных источниках столетней давности и раньше, а вот в современности их можно пересчитать по пальцам.

— А чем, вообще, является белый призрак? Почему именно белый?

— Естественно, никакой классификации нет. Но исходя из опыта наших экспедиций и информации, полученной от коллег, можно сказать, что чаще всего, говоря о призраке, описывают белую либо черную женщину, которая появляется ночью возле курганов. Причем я заметил такую тенденцию: если рядом с курганом находится замок или любая другая старая постройка, призрак вполне может с течением времени «переселиться» в нее. Нечто подобное вполне могло произойти в известных всем Гольшанах, где уже неоднократно наблюдали белую панну. Есть упоминание, что на городище в этом местечке еще сто лет назад видели некую белую богородицу, которая манила за собой местных пахарей. Фактически она исчезла на сто лет и появилась ближе к нашим временам.

К слову, панна, как оказалось, на самом деле не белая, а, скорее, черная. Нам довелось проанализировать более 30 свидетельств, и оказалось, что в большинстве своем люди, которым пришлось столкнуться с необъяснимым, описывают черную или серую даму, в крайнем случае огненную. Но по большому счету, не важно, был призрак черным или белым. Я подозреваю, что он вполне может мимикрировать под определенные обстоятельства и в зависимости от них менять цвет.

Ближе к полуночи мы оказались в глухой местности в Сморгонском районе. Проселочная дорога пляшет неровными тенями в свете фар, по обе обочины — то поля, то дремучий, непроглядный в это время лес. После очередной неожиданной петли выскакиваем на асфальт — и прямиком в деревню. Силуэты нескольких домов вырисовываются на фоне звездного неба. В одном горит свет.

Местная жительница и приехавшая к ней в гости дочь Наталья (имя изменено) довольно скоро понимают, какой курган мы ищем. Правда, информацию о призраке они подтвердить не могут. Говорят, что курган — не более чем древнее захоронение, которым уже неоднократно интересовались историки и археологи. Ни о какой «аномальщине» они не слышали. Объяснить, как добраться до нужного нам места, непросто, а времени до момента, когда привидение должно «проявиться», осталось совсем мало, поэтому Наталья садится в свою машину и решает проводить нас самостоятельно.

Спустя 10 минут мы оказываемся на дороге районного значения. До трассы, идущей на Минск, не так уж и далеко. Наталья показывает нам на поле. Вдалеке темным горбом виден холм, прямым ходом — метров двести пешком. Начинает накрапывать дождь.

Облачившись в плащ-палатки, окружаем холм со всех сторон и готовимся засвидетельствовать паранормальное явление воочию. Илья предлагает нам сохранять тишину: громкие звуки, чрезмерная активность могут спугнуть призрака. Над холмом завывает ветер, шумит дождь, в лесу неподалеку что-то жалобно поскрипывает. До полуночи — 7 минут. Несмотря на изрядную долю здорового скептицизма, мы начинаем нервничать. «Белой панны» все нет, зато появляются два темных силуэта, приближающиеся со стороны дороги. Оба в камуфляже, у одного в руках винтовка.

Оказалось, все то время, пока мы исследовали холм, за нами пристально следили через перекрестие прицела с прибором ночного видения егеря. Поначалу молчаливые и суровые ребята потребовали открыть багажник машины. И лишь убедившись, что мы не являемся нарушителями закона, оттаяли. «Далеко не первый год здесь патрулируем, ни разу не видели призраков, — признается один из стражей леса. — Зато несколько лет назад видал здесь другое чудо: ночью над землей в этой местности быстро передвигался большой светящийся шар размером с луну».

Наступает полночь. Вместе с егерями продолжаем наблюдение, в том числе и через прибор ночного видения. Но призрак так и не появляется. Пока есть время, рассуждаем с Ильей о фальсификаторах и чудесах «фотошопа».

— Все чаще к нам поступают свидетельства о привидениях и полтергейстах, которые на самом деле оказываются своеобразным пиаром для туристов. Владельцы агроусадеб таким образом раскручивают свой бизнес: есть масса желающих пощекотать себе нервы, переночевав в доме с призраками. Грешат, мягко говоря, приукрашиванием и некоторые краеведы. И когда легенда передается из уст в уста в пятый раз, искажаясь все сильнее, очень сложно докопаться до сути. Что же касается «фотошопа», это болезнь современного общества: «О призраке все говорят, но его никто не видел? Давайте подольем масла в огонь и создадим такую фотографию!» Такие рассуждения не редкость.

К дискуссии подключается наш фотограф.

— Да мне и «фотошопа» не надо, — говорит он. — Хотите призрака — сейчас я вам его «нарисую».

Как оказалось, для «зловещей» фотографии всего-то и надо что два источника света и длинная выдержка. Забыв про «белую панну», мы занялись увлекательным искусством мистификации. Получилось достаточно интересно.

Фотосессия резко оборвалась после того, как мы, сделав очередной снимок, посмотрели на фотографию. На нем один человек стоит и светит фонарем в небо и на кусты справа, второй (одетый в желтую плащ-палатку) стоит на месте, справа от первого, подсвеченный сбоку. Но что это за тень правее? Окончательно ответить на этот вопрос не удалось. Наш фотограф предположил, что это проекция фигуры на туман. А может, все-таки призрак?

Получилось у нас запечатлеть аномалию или нет, судите сами. Однако белорусский «УфоКом» однозначно заинтересовался загадочным курганом и историями, которые ходят вокруг него, а значит, наша «разведка боем» не прошла напрасно. В скором времени Илья рассчитывает снарядить в эту местность полноценную экспедицию, провести тщательный опрос местных жителей, сделать замеры радиации, электромагнитного поля и провести прочие исследования, позволяющие определить наличие аномалии. О том, каковы будут результаты, мы, возможно, расскажем позже.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by