Кровь и похоть. Пять концертов, которые сегодня невозможно представить в Минске

 
03 июня 2015 в 8:00
Автор: Александр Чернухо. Фото: katyasambuca.com; nightlab.by; ultra-music.com
Автор: Александр Чернухо. Фото: katyasambuca.com; nightlab.by; ultra-music.com

Свиные головы на сцене, нож в руках — солист группы наносит себе увечья, а публика, собравшаяся в клубе, ликует от увиденного. Так в 2001 году в клубе «Реактор» проходил концерт норвежской блэк-метал-группы Mayhem, выступившей в Минске в первый и, по всей видимости, последний раз. Впрочем, история минских концертов знает достаточно неоднозначных событий, которые представить себе в белорусской столице сегодня невозможно. Словенские милитаристы Laibach, американцы Cannibal Corpse в цирке, порновечеринка Кати Самбуки и другие знаковые мероприятия — в обзоре Onliner.by.

Словенская индастриал-группа Laibach дала в Беларуси два концерта подряд, но было это так давно, что сегодня кажется уже старой легендой, которая передается в музыкальных кругах из уст в уста. Тем не менее сегодня представить в Минске концерт коллектива, названного на немецкий манер в честь столицы Словении Любляна, можно с трудом. Особенно если вспомнить мини-скандал, разгоревшийся накануне приезда в столицу немцев Rammstein. Дело в том, что словенцы не раз упоминали, что именно они «родили» известную немецкую группу. Мол, «Rammstein — это Laibach для детей, а Laibach — Rammstein для взрослых».

— У группы только что вышел альбом NATO, — вспоминает музыкант и шоумен Александр Помидоров. — Концерт проводился в декабре 1994 года в ДК Белсовпрофа, и я попал на него бесплатно: организаторами были мои друзья. В зале был биток — человек 400—500. Laibach привезли совершенно новую программу: мрачную, с жестким, железным звуком. Это был интересный концепт, у коллектива изменилось звучание, поэтому отзывы после концерта были неоднозначными: минская публика была в основном знакома с Laibach по кавер-версиям мировых поп-хитов, а здесь им предложили очень серьезную программу в черно-белых тонах.

Но при этом концерт не воспринимался как милитаристская акция. Скорее наоборот: это была антивоенная программа. Тогда на Балканах еще велись боевые действия, и музыканты показали в своем шоу источник угрозы.

Никаких документальных подтверждений минского концерта Laibach, к сожалению, не сохранилось, зато можно посмотреть фрагменты их выступления в Москве в том же 1994 году.

А в 1998 году в Минск пожаловала самая известная дэт-метал-группа планеты Cannibal Corpse. Металлисты из Буффало не только выступили в белорусской столице, но и сделали это прямо в Белгосцирке — в клетке, где обычно дрессировщики показывают номера с дикими зверями.

— Мне тогда было 14 лет, я просил денег на концерт у родителей, — вспоминает минский фотограф Виталий Клиндюк. — Стоило это удовольствие $5 — на те времена большие деньги. Причем билет можно было купить именно за валюту. Пришел в магазин, отдал купюру — получил квиток. Изначально планировалось, что концерт будет проходить в ФОК «Динамо» на Даумана, но в последний момент его перенесли. Интернета тогда, само собой, не было, поэтому многие узнали о переносе выступления уже перед его началом, и к цирку хлынула толпа неформалов — в центр города устремились переполненные трамваи, было много пьяных и размалеванных ребят. Милиции было много, причем вели себя сотрудники правоохранительных органов не очень вежливо. Меня нормально «поколошматили» на входе, несмотря на возраст. Но их понять можно. Думаю, они такое видели впервые.

В самом цирке продавали только мороженое и газировку. Представьте себе: волосатые ребята с гримом на лицах, в кожаных куртках и цепях ходят и кушают пломбир.

Правда, суровые минские металлисты подготовились заранее. До сих пор из уст в уста передается байка о бедном фанате Cannibal Corpse, который на радостях переборщил с «разогревом» накануне концерта и уснул, когда группа начала играть, а проснулся, когда все уже расходились.

— Собралось около двух тысяч человек. Для нас все это было в новинку, поэтому даже сложно сказать, хороший тогда в цирке был звук или плохой, — говорит Виталий. — Выступало четыре группы: минчане Exhumator, канадцы Infernal Majesty, шведы Dark Funeral и, конечно же, Cannibal Corpse. Всех усадили на места и запретили вставать. Это вообще было удивительно: сидим мы на своих местах и патлами трясем. Когда на сцену вышли «каннибалы», многие, конечно, не удержались и повставали. Тех, кто сидел ближе к «клетке», сотрудники милиции усадили обратно. Остальные провели концерт стоя.

Уже после концерта музыканты Cannibal Corpse признавались, что это было потрясающее шоу.

— Это было незабываемое выступление! — говорил в одном из интервью барабанщик группы Пол Мазуркевич. — Было реально круто и неповторимо. Все эти фэны, окружавшие сцену со всех сторон, — такое случилось с нами впервые. Было много веселья плюс великолепная публика — я был бы дико рад возможности повторить этот эксперимент! И кто знает, может, когда-нибудь, как-нибудь…

Когда-нибудь наступит вряд ли. Спустя несколько лет Cannibal Corpse снова засобирались в Минск, но минчане направили письмо в управление культуры Мингорисполкома, в котором, как говорят, прилагались переводы некоторых текстов группы, демонстрирующих недюжинную фантазию музыкантов в области всякого рода смертоубийств. Чиновники отозвали гастрольное удостоверение, и концерт не состоялся, а самих музыкантов задержали на белорусско-литовской границе.

Однако минские чиновники все же не уберегли минчан от вторжения на территорию Беларуси зла. В 2001 году в столицу приехала норвежская блэк-метал-группа Mayhem.

Можно очень долго рассказывать легенды о быте суровых скандинавских музыкантов, но упомянем лишь один факт. Вокалист группы по кличке Dead покончил с собой, вскрыв вены, а затем выстрелив себе в голову из ружья. Гитарист группы, прибывший на место происшествия до полиции, сфотографировал самоубийцу (эта фотография впоследствии стала обложкой для концертного альбома группы), а кусочки черепа покойного музыканта разослал самым достойным, по его мнению, музыкантам.

В общем, по сравнению с Cannibal Corpse, обычно упоминающих такие вещи исключительно в текстах своих песен, Mayhem действительно выглядят едва ли не мировым злом. Тем не менее концерт состоялся в клубе «Реактор» и прошел при полном аншлаге.

— Помню, что группа опаздывала, и мы долго стояли в клубе, — рассказывает минский музыкант Андрей Маслов. — Когда Mayhem приехали, нас выгнали в «предбанник» — курилку «Реактора». Там уместились все — около тысячи человек — и ждали еще часа полтора, пока группа оформит декорации. Когда вернулись, на сцене уже были три-четыре свиных головы, а микрофонная стойка была обмотана колючей проволокой. Это, в принципе, стандартная часть шоу Mayhem. Вокалист группы Maniac во время концерта резал себя огромным охотничьим ножом. Было видно, что у него и так все руки в шрамах, и к ним добавлялись новые порезы. Этим же ножом он рубил свиные головы, и на публику что-то брызгало. А еще Maniac раз за разом заматывал руки колючей проволокой с микрофонной стойки. Концерт длился часа полтора, все остались довольны.

Несколько лет спустя в Минске выступили и идейные товарищи Mayhem — группа Marduk, по слухам, одни из тех, кто получил в подарок кусочек черепа Dead’а. Концерт группы состоялся в белорусской столице в 2010 году.

А вот спустя два года шведы уже не смогли выступить перед минчанами. Они приехали в клуб Re:Public в рамках фестиваля The Flaming Arts, и, пока их коллеги из Канады, Польши и Беларуси бередили сердца публики бластбитом, участники Marduk без привычного корпспэйнта на лице раздавали автографы в фойе: концерт группы запретили идеологи.

Но настоящий скандал разгорелся, когда в Минск засобиралась со своим откровенным шоу российская порноактриса Катя Самбука.

Общественность возмущалась, идеологи негодовали.

— На мой взгляд, такие концерты в любой стране ведут к деградации общества. Я понимаю: интим двух людей — это нормальное, так сказать, развитие жизни. Но когда устраиваются такие потаскушные номера, когда дама имитирует все что угодно, что не должна была даже близко, то это вызывает не только чувство протеста, а просто чувство отвращения и низости нравов отдельных наших деятелей культуры, если можно их так назвать, — говорил в одном из интервью председатель Совета по нравственности Николай Чергинец.

Но выступление госпожи Самбуки в Минске все же состоялось. Уже постфактум его внимательно изучили чиновники и вынесли вердикт: это порнография. Тем не менее публика осталась довольна, а на странице Кати в соцсетях появилось много восторженных отзывов от благодарных минчан. Захочет ли Катя в Минск еще раз? Вполне вероятно. Приедет ли? Вряд ли.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by