О том, что с 1 марта в Беларуси изменились правила работы физических лиц с электронными кошельками — теперь все они подлежат обязательной идентификации — мы уже писали. Но ответы руководства гаранта WMB устроили не всех. Минчанин Иван вступил в спор с банком: закон обязывает идентифицировать клиента, но и обязывает взимать за это деньги. В результате Иван рассказал, что получил начальный аттестат на «индивидуальных условиях», хотя банк с выводами Ивана не согласен.
— 18 марта я пополнил электронный кошелек в белорусских рублях и перевел 1 515 000 руб., которые были заблокированы «Технобанком», — рассказал Иван. — Чтобы деньги разблокировали, я дважды ходил в банк с паспортом — вот я, идентифицируйте. Но сотрудники банка настойчиво предлагали мне пройти идентификацию в системе WebMoney на получение первичного аттестата за 300 000 руб. Мои доводы и ссылки на действующие законы не были приняты во внимание. Я добросовестно исполнил как участник финансовой операции требования ст. 8 Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 №165-З в части предоставления необходимой информации, однако сотрудники банка, фиксирующие данные, отказали мне в идентификации. Тем самым ограничив мне доступ к банковским услугам.
Тогда минчанин стал писать электронные обращения в «Технобанк», а также в Национальный банк:
— Нацбанк предсказуемо направлял мои жалобы в «Технобанк», а оттуда я не получал ничего по существу.
В письме Иван задавал прямые вопросы и сам же на них отвечал. В конце логической цепочки минчанин приходил к выводу: действия банка незаконны. Вот эти вопросы с ответами:
«1. Чем руководствовался банк, блокируя принадлежащие мне средства? Ответ: Декретом президента Республики Беларусь от 28.12.2014 №6.
2. Что необходимо для разблокирования средств? Ответ: пройти идентификацию как владельцу электронного кошелька.
3. Какие документы должно предоставить физическое лицо для прохождения идентификации? Ответ: в соответствии с Законом Республики Беларусь от 30.06.2014 №165-З паспорт, вид на жительство и др. аналогичные документы (их копии), т. е. документы, содержащие информацию, указанную в ст. 8 закона №165-З.
4. Имеется ли в нормативных документах Республики Беларусь информация о необходимости получения каких-либо аттестатов для идентификации физических лиц? Ответ: нет.
5. Обязательно ли получение формального, начального персонального или какого-либо другого аттестата системы электронных денег WebMoney для прохождения идентификации? Ответ: нет.
Вывод: для осуществления платежей в системе электронных денег WebMoney достаточно наличия формального аттестата и прохождения идентификации физическим лицом в соответствии с Законом Республики Беларусь от 30.06.2014 №165-З.
В письмах из „Технобанка“ я так и не смог получить ответ на вопрос: кто уполномочил ОАО „Технобанк“ взимать плату при проведении идентификации согласно декрету президента от 28.12.2014 №6, постановлению Правления Нацбанка Республики Беларусь от 26.11.2003 №201, закону Республики Беларусь от 30.06.2014 №165-З. Мне кажется, что руководством банка допущено произвольное толкование и применение законодательных актов.
Информация о требовании именно системы WebMoney к владельцам кошельков о прохождении идентификации и получении начального или персонального аттестата, которая также передавалась мне в письме из банка, — неверная. Электронный кошелек, имеющийся у меня в WMZ, до настоящего времени функционирует. Для проведения платежей WebMoney, согласно требованиям системы, достаточно и формального аттестата, а требование увеличить уровень аттестата до начального — это требование ОАО „Технобанк“, т. е. банк навязывает дополнительные услуги клиенту.
Идентификация клиента, согласно п.11 Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.11.2003 №201, — это обязанность банков, также в нормативных документах нет информации о платности данной операции для клиентов банка».
В итоге состоялась встреча Ивана и представителей Нацбанка и «Технобанка», на которой минчанину, по его словам, предложили получить начальный аттестат бесплатно, а не за 300 тысяч.
- Выводы Ивана односторонние и не соответствуют правилам системы, - рассказали в «Технобанке». На следующей неделе мы опубликуем подробный ответ банка.