5000 долларов, 7 ночей, вылет из Москвы — на самую короткую путевку в райском пятизвездочном отеле на Мальдивах белорусу со средним достатком по нынешним временам надо пахать больше года. При этом не есть, не пить, не спать. Гирлянда из тысяч небольших островков в Индийском океане — как отблеск недоступной жизни, как несбыточная мечта, но наша собеседница смогла в Мальдивскую республику попасть. И даже там заработать. О специфике элитных отелей, о сервисе, контрастах и логичном желании молодого специалиста скрыться от проблем за рубежом — ее рассказ.
***
— Мне 23 года, — рассказывает Алина. — Поступила в вуз на дневное, проучилась 3 курса, перевелась на заочное и пошла искать работу. Устроилась в минский пятизвездочный отель, но вскоре решила, что нужно найти что-то другое. Желательно за границей.
Куда можно поехать? Сразу собралась в Эмираты. В Дубай. Там предлагали около $600 в месяц. Мало, конечно, но мне думалось, что это хотя бы будет старт, а потом я найду что-то получше. Подруга, которая отработала в ОАЭ 4 месяца, в итоге отговорила: не просто зарплаты низкие, но и условия никакие, а на «русских» девочек смотрят как на второй сорт. Друзья дали совет — попробовать Мальдивы. Начала искать варианты в интернете. И вскоре у меня уже было 3 предложения. Остановилась на одном — Lily Beach Resort & Spa.
Было немного волнительно, родители выступили против. Их смутило, что меня взяли без интервью. Никакого личного общения по Skype не было, так как генеральный менеджер отеля из-за плохого интернет-соединения просто не мог со мной связаться. Выслали стандартный опросник — «Чем вы лучше других кандидатов?», «Как вы справитесь с работой и жизнью на островах?» и т. п.
Но я рискнула. Отзывы у отеля были хорошими. Через две недели после того как получила от работодателя «добро», вылетела на острова. Это было в конце 2013 года.
***
— Вначале думала, будет хорошо, если продержусь хотя бы три месяца, — продолжает Алина. — Готовилась к худшему. Но вот прошел испытательный срок — подумала, что стоит остаться еще на 3 месяца. А через полгода поняла, что время пролетело очень быстро и можно вполне доработать до конца контракта, то есть год.
По-английски моя должность называлась guest relations officer. Как это будет точно по-русски, даже не скажу. Что-то вроде портье. Работа заключалась в общении с гостями. Помогала им с организацией отдыха. И такой труд может выматывать. Начало смены — в 5 утра, чтобы подготовить все к приезду первых гостей. В час ночи приходилось плыть в шторм на катере за очередными туристами. А еще решать конфликты с вечно недовольными, оставаться на несколько часов после смены, чтобы закончить бумажную работу. Помогала гостям устраивать сюрпризы на дни рождения, делать предложение руки и сердца, совершать экскурсии на другие острова. Неоднократно были ситуации, когда ко мне подходили мужчины, называли только сумму, на которую они хотят организовать что-то особенное для своей жены или невесты, а я уже подключала фантазию, чтобы сделать для них незабываемый отдых.
Работа мне нравилась, русских, слава богу, было немного. Общаться с иностранцами все же легче. От персонала требовалось знание как минимум двух языков — обязательного английского и одного «профильного». Для меня это был русский.
***
— Зарплата? На Мальдивах довольно дурацкая система. Есть фиксированная ставка, а есть премиальные, которые зависят от загрузки отеля. В «фонд» зарплаты персонала идут 10% от стоимости всех услуг, которые получает отель. К примеру, если номер стоит $600, $60 отправляются в service charge. Если в «высокий» сезон номер стоит $800, то в «низкий» — 600$. Соответственно, и зарплата меньше. В целом же в хорошие месяцы в прошлом году мне удавалось заработать $2000.
Важная деталь: расходов практически не было. Кроме телефона и интернета. Ну или перекусов в кафе, когда выезжаешь за пределы отеля погулять. Проживание, питание три раза в день — все бесплатно. Даже постельное белье и вещи стирают, гладят, возвращают аккуратно сложенную стопочку.
По жилью: ожидала, что будет сарай с плесенью и тараканами, но реальность оказалась гораздо приятнее. Для персонала моего уровня положена комната на двух человек. Там все необходимое: холодильник, телевизор, чайник.
Еду нам готовили отдельно. Вполне нормальная еда. Единственное, кухня в стране острая, много рыбы, а я этого не люблю. Самое ходовое блюдо — лапша вроде «Роллтона», отваренная и после обжаренная с овощами и морепродуктами. В некоторых отелях персонал питается за гостевым столом, но, как правило, это отели не очень высокого уровня с ценой номера в $200—300 и зарплатами на порядок ниже, чем была у меня.
***
Алина говорит:
— В Беларуси есть гостиницы уровня 5 звезд, но мальдивским, конечно, они не ровня. Небо и земля! Поработать в настоящем отеле, где звезды берут не с потолка, дорогого стоит. Считаю это бесценным опытом. Стандарты сервиса на Мальдивах видны в мелочах — и в интерьерах, и в отношении к гостю. Там есть «меню подушек», 5—6 на выбор. Гостям, которые плавают в бассейне, каждые 30 минут подносят прохладительные напитки и свежие фрукты, меняют полотенца. Официанты со второго дня знают гостей в лицо и по именам. В большинстве случаев помнят, какие напитки тот или иной турист предпочитает на завтрак, обед и ужин. Для отдыхающих не существует слова «нет». Это золотое правило в отеле 5 звезд, правда, в Беларуси это правило действует не везде и не всегда.
— В отелях на Мальдивах персонал заставляют улыбаться?
— Понятно, что это нужно делать. Нам говорили, что необходимо излучать доброжелательность. Но чтобы кто-то заставлял, такого нет. Все происходит искренне, само собой. Может, и потому, что гости открыты, сами улыбаются. Это не как в минских гостиницах, куда заглядывают или русские, приехавшие поиграть в казино, или командировочные. Они приехали работать и настроены соответствующе. А на Мальдивы прилетают ради моря, ради солнца, и настроение у гостей всегда приподнятое.
***
— Туристы в «богатых» отелях ведут себя культурно и не позволяют себе лишнего?
— Как правило, сюда не приезжают поодиночке. На Мальдивы едут парочками, чтобы провести медовый месяц, отметить годовщину свадьбы. Поэтому, действительно, люди очень вежливые и обходительные. Был один русский дядька, приехал отдыхать с дочкой, ходил в майке с фото из Playboy и пытался пригласить «выпить винца». Но это больше в шутку, конечно. А так — в минских гостиницах и хамства, и приставаний больше в разы. К тому же за год на Мальдивах ни разу не видела пьяных гостей, хоть отель и работает по системе «все включено», и список бесплатного алкоголя довольно внушительный.
Белорусов на Мальдивах я встречала очень мало. В «Лилли-Бич» был известный белорусский телеведущий с женой, еще супруга нашего то ли футболиста, то ли хоккеиста. То есть за год — буквально 3—4 семьи. Россиян было много, но уже в этом году, знаю, их гораздо меньше. Отдыхают те, кто бронировал туры еще до Нового года, до того как в России начался кризис.
***
— Удивительно, но на Мальдивах я вскоре начала скучать по вещам, которые дома казались банальными. По овсянке, к примеру. Просила русскую девочку, которая поехала работать в другой отель, чтобы привезла мне кашу.
Тосковала и по городской жизни. Казалось бы, в Минске не настолько сильная «движуха», но есть хорошие места, куда можно сходить. Есть магазины, кафешки, где посидеть. На островах ничего этого нет. Даже нормальный шампунь купить проблема! Зато жизнь там размеренная, спокойная, и в этом плюс.
Из отеля, где я работала, выбраться на прогулку, чтобы вернуться в тот же день, было непросто. Транспортный вариант, чтобы добраться до острова-столицы, только один — гидросамолет. Но зато если работник гостиничного сервиса останавливается в любом отеле, ему положена скидка. К примеру, если номер для туриста стоит $150, то я плачу $80.
Перед поездкой, признаюсь честно, страну изучила не очень хорошо. Например, для меня стало сюрпризом, что она мусульманская и с этим все достаточно серьезно. На островах-курортах для гостей нет никаких правил по внешнему виду, но если они выезжают на экскурсию на острова с местным населением, то обязательно нужно носить одежду с рукавом, без декольте, необходимо также прикрывать колени. А для сотрудников это правило действует и на самих курортах.
Большинство работников — местные мусульмане, так что в нерабочее время нам также нельзя было носить слишком открытую одежду. Для иностранных работников предусмотрели небольшой кусочек пляжа, закрытый от посторонних глаз, где мы могли плавать и загорать в купальниках. Но если мы хотели поплавать с другой стороны острова, где больше глубина, больше рыб и красивый коралловый риф, тогда нужно было делать это в шортах и майке.
Курорты на Мальдивах в большинстве своем очень красивые и ухоженные. А вот первая поездка на остров с местным населением повергла в шок. Глухая деревня, здания без окон, душные магазины. Население тоже колоритное: неухоженные, закутанные в черные одежды и платки домохозяйки и мужчины-рыбаки. Рыбачат они обычно в первой половине дня, поэтому мне всегда удавалось наблюдать их просто сидящими на улице в тенечке. Сам Мале, столица, очень грязный и неуютный город. Но после размеренной жизни на острове-курорте выезд в Мале казался сказочным и активным отдыхом.
Жители Мальдив очень рано женятся, рожают детей, которые после вкалывают на курортах. На островах цены не высокие, это для туристов идет накрутка в несколько раз. А местная семья из двух-трех человек вполне может прожить на $300 в месяц. Рыбу они ловят, кокосы есть.
Считается, что на Мальдивах притесняют людей иных религиозных убеждений. Я на себе этого не почувствовала. Абсолютно адекватные дружелюбные люди, готовые помочь в случае необходимости. Правда, ленивые и медлительные: могут опоздать на встречу на час. И это в городе, который можно объехать по кругу за 15 минут.
***
— Больших денег я не накопила. Купила себе телефон, камеру. Устроила путешествие в Малайзию, слетала в Стамбул. В общем, отдыхала. В любом случае, в Беларуси бы столько точно не заработала.
Друзья, которые работают в минских гостиницах, рассказывают: зарплаты в 4,5—5 миллионов, сокращения. Всем непросто… Как начался кризис и пропали россияне, стало туго. Для сравнения: одна девушка, которая работала на Мальдивах 3 года, когда вернулась в Минск, купила себе квартиру!
— Есть ли у выпускника БГЭУ шанс сделать карьеру в белорусском гостиничном бизнесе? Или заграница — единственный шанс прилично заработать?
— Сложно сказать. Нужно, чтобы у тебя были связи. Есть, конечно, примеры, когда ты можешь, продвигаясь по карьерной лестнице, стать главным менеджером, но я такие случаи по пальцам пересчитаю.
Мальдивы — это тоже не то место, где можно прожить всю жизнь. В мои 23 года — это опыт, впечатления, экзотика, возможность стать на ноги в финансовом плане. Да, там тепло и красиво, но это не страна «Баунти» для тех, кто там работает. Большинство не выдерживает и трех месяцев, и причин для этого может быть много. Надеюсь все же, что когда-нибудь в Минске откроется отель моей мечты. И я буду в нем работать, используя тот опыт, который получила на Мальдивах. Но пока по-прежнему есть мысли продолжать карьеру за пределами Беларуси.
Читайте также: Видеопредупреждение: аллергия и шелушение, кашель и удушье — все это ждет вас здесь, на белорусских Мальдивах
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by