Еще одна история об испорченном отдыхе. Несколько белорусских семей отдыхали в турецком отеле на стыке августа и сентября прошлого года, а сейчас говорят, что это был худший отдых в жизни. Их дети подхватили неприятный вирус, слегли с температурой под 40, а отпуск оказался испорченным. Люди вернулись домой, попытались «добиться правды» и обратились в суд. О невезении, ответственности и безответственности — в этом материале.
В прошлом году минчанка Ксения Гопеева вместе с мужем и дочкой, которой на тот момент не было и года, решила отдохнуть в Турции. Путевку покупали в компании «Л-Турс», принимающей стороной выступала Tez Tour. За отдых в отеле Club Bella Sun (гостиница располагается недалеко от города Сиде) заплатили около $2 тыс.
— Положившись на известное имя, хорошую (судя по отзывам) репутацию и многолетний опыт туроператора, еще в апреле мы без сомнений выкупили тур и оплатили сразу 100% стоимости, — рассказывает Ксения. — Были в предвкушении приятного, такого долгожданного отдыха в солнечной Турции. Но отдыха у нас не получилось.
30 августа мы прилетели в Анталью, где нас встретил гид туроператора и сопроводил в отель. Там нас уже ждали отельные гиды компании Tez Tour, которые известили об организационном собрании, состоявшемся на следующий день.
Счастливые и немного уставшие после перелета, мы помчались на пляж. Там дочка с огромным удовольствием изучала новую обстановку. Теплое море, песочек, рядом резвятся другие детки — красота!
Весь следующий день дочь была вялой и капризной — я не решилась идти с ней на пляж, и мы на весь день остались в номере, только вечером выйдя прогуляться по набережной. Ночью температура у малышки поднялась до 39 градусов. Дождавшись утра, мы сразу побежали к гидам, дабы попасть к врачу. Обратились в страховую, и уже через час за нами приехала машина из клиники. Отвезли в соседний город Манавгат к педиатру.
Осмотрев ребенка и проведя исследования, врач поставил диагноз: вирус Коксаки. Для меня это было новым названием. Спросив у врача, что это за вирус, получила ответ: в этом году реальная вспышка в местности, где находится наш отель. По словам медработника, все лето из гостиницы привозили детей с одними и теми же симптомами: температура под 40 градусов, язвы и герпесные болячки во рту, отек горла и увеличенные лимфоузлы, крупные очаги сыпи.
Нам сообщили: этот вирус является энтеровирусом и передается воздушно-капельным путем. Поражает в основном детей до 10 лет. Вакцин не существует, медикаментов специальных тоже. Схема лечения одна: антигистамин внутрь, антигистамин наружно и жаропонижающее. Осложнения и последствия у вируса пугающие — поражение различных участков сердца: миокардит, эндокардит, перикардит; энцефалиты и менингиты; острый гепатит; экзантема кожи, а также аспермия (для мальчиков). Уже потом, приехав домой, консультируясь с заслуженным врачом Республики Беларусь, главным внештатным специалистом Министерства здравоохранения по детским инфекционным болезням Астаповым, узнали, что этот вирус смертельно опасен для малолетних детей.
— Проклиная себя, что решилась на отдых с маленьким ребенком, вернулась в отель и сразу пошла звонить своему турагенту. Хотела выяснить, почему нас не предупредили о почти, со слов врача клиники, эпидемиологическом состоянии в отеле с данным вирусом, — продолжает Ксения. — Агент была очень удивлена и сразу связалась с Tez Tour. Ей ответили, что ситуация не вызывает опасений, случаи заболевания единичны. То же самое мне сказал и отельный гид, когда я обратилась с претензией, почему же нас не предупредили на собрании, что существует реальная опасность заболевания этим вирусом. Гид сделала удивленное лицо и сказала, что «почти никто не болеет». Буквально несколько детей.
Я ругала себя на чем свет стоит, что поперлась в эту Турцию. Ровно сутки ребенок ничего не ел и не пил — из-за язв во рту и горле. Температура под 40, которая сбивалась только на несколько часов, вымотала и меня, и дочь полностью. Врачом был рекомендован карантин на 5—7 дней. Ровно 5 суток мы сидели с малышкой в номере. Уже после случившегося я прочла в интернете отзывы о наличии вируса в отеле. В частности, они были на сайте tophotels.ru. Как жаль, что этих отзывов не было на момент покупки тура в апреле…
Лично мне известны несколько случаев заболевания детей и взрослых вирусом Коксаки во время нашего отдыха, из них семеро являются гражданами Беларуси. Одним из переболевших был мальчик с тяжелым диагнозом, которого родители привезли на оздоровление. И этому несчастному малышу пришлось перенести еще и такое испытание…
* * *
У других пострадавших от Коксаки белорусов похожие истории.
— В Турцию, в Club Bella Sun, поехали отдыхать на границе августа и сентября — я, муж и двое детей: старший сын и годовалая дочка, — рассказывает Ольга Калитухо. — Когда заметили сыпь, сразу же отвезли детей к врачу. Он рассказал нам про Коксаки. Почитали в интернете и пришли в ужас от последствий. Вирус поражает около 1% взрослых, и в этот процент попала и я. Только муж не заболел.
Нам говорили, что Коксаки передается воздушно-капельным путем. Ребенок на пляже дотронулся игрушкой, в отеле кто-то болел, брал приборы, добродушный официант погладил по голове — все, можно подхватить. По сути, уберечься нереально. А единственное, о чем нас предупреждали представители Tez Tour, так это о том, что не нужно купаться в бассейне, так как там большое содержание хлорки и потом можно обгореть на солнце.
Когда мы приехали в Минск, у всех троих начали облазить ногти. А у детей, оказалось, просто убит иммунитет. Ровно каждый месяц они болеют. Писали жалобы, но отовсюду отказ: нет доказательств, нет проб воды и т. п. Но разве мы санэпидемстанция, чтобы на отдыхе брать какие-то пробы?..
Ольга Бурдак отдыхала в Club Bella Sun с сыном. На тот момент ему было 3 года и 8 месяцев. И ее история — как под копирку.
— Когда у ребенка поднялась температура под 40, мы поехали в клинику. Там нас прокапали, никаких анализов не брали, но врач моментально поставил диагноз: Коксаки. Фактически отпуска у меня и не было. Никакого моря, никакого солнца — практически все время провела с ребенком в номере. Когда приехала домой, обратилась в турфирму, а через нее в Tez Tour. Написала претензию, получила отказ…
* * *
Но вернемся к рассказу Ксении. По прилете в Беларусь она с мужем решила так просто эту историю не оставлять.
— Нас продолжали преследовать «отголоски» перенесенного вируса: у дочки облазили ногти на руках и ногах, шелушилась и облазила кожа, — рассказывает женщина. — Толкового обследования пройти мы не смогли. Обращались в Городскую детскую инфекционную больницу, Городскую клиническую инфекционную больницу, Городской кожно-венерологический диспансер, частные лабораторные клиники. Но нигде не нашлось реагента для определения в крови данного вируса. Из Комитета по здравоохранению нам был дан письменный ответ, что реактив в 2014 году не изготавливался и его не имеется в наличии. Следовательно, помочь нам никто не мог.
По словам Ксении, она сделала более 10 запросов в Министерство здравоохранения, Министерство спорта и туризма, Комитет по здравоохранению Мингорисполкома, страховые компании.
— В последнем письме, подписанном заместителем министра здравоохранения, главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь И. В. Гаевским, говорится о том, что информирование потребителей туристических услуг о состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановке по всем инфекционным заболеваниям в стране путешествия, обеспечение безопасности оказываемых туристических услуг входит в непосредственную компетенцию субъектов туристической деятельности. Мы посчитали, что наши права как потребителей были нарушены, и обратились в суд.
В качестве ответчиков в исковом заявлении граждане указали ОДО «Л-Турс» и ООО «Компания Тез Тур».
* * *
Из текста искового заявления (за авторством мужа Ксении):
«…Мы обращались к представителю туроператора Tez Tour, который организовал данный тур и являлся принимающей стороной (далее — туроператор). Представитель первоначально отрицал наличие больных детей в отеле, но в последующих разговорах подтвердил распространение вируса в отеле, а также на всем анталийском побережье. Кроме этого, представитель указал на то, что еженедельно туроператору отправляются отчеты с информацией о количестве заболевших данным вирусом и о санитарном состоянии отеля.
Таким образом, я не был уведомлен о наличии серьезного вирусного заболевания Коксаки в отеле, в связи с чем не была обеспечена безопасность туристических услуг, реализуемых мне и моей семье. Имея актуальную информацию, мы бы отказались от поездки в данный отель.
Согласно пункту 1.4 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года №90-З „О защите прав потребителей“ (далее — Закон „О защите прав потребителей“), потребитель имеет право на надлежащее качество услуг, в том числе безопасность услуг. При этом, согласно пункту 1 статьи 7 Закона „О защите прав потребителей“, исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых услугах, соответствующую требованиям, установленным законодательством и обычно предъявляемым в различных видах обслуживания потребителей, а также, согласно пункту 2.14 статьи 7 Закона „О защите прав потребителей“, информация об услугах в обязательном порядке должна содержать необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного пользования услугами.
Воспользоваться в полной мере оплаченными услугами мы не смогли: врач указал на необходимость полного карантина на 5—7 дней. В связи с этим супруга круглосуточно находилась рядом с остро болеющим ребенком. По истечении 5 дней карантина мы вывели ребенка на улицу, но ни о каком отдыхе и речи быть не могло: купаться было невозможно, соленая морская вода сильно раздражала крупные болячки на теле ребенка.
Пообщавшись с постояльцами и одним из сотрудников отеля, мы узнали, что данным вирусом болеет предположительно каждый второй ребенок в отеле. Лично мне стали известны 9 случаев. Кроме того, изучив отзывы туристов об отдыхе в данном отеле в интернете, делаю вывод, что распространение вируса началось еще в июне 2014 года.
Считаю, что действиями (бездействием) ответчика мне и моей супруге были причинены нравственные страдания: переживание за дочь, отсутствие грамотной информации и поддержки, безразличие к проблемам, которые постигли нашу семью в связи с халатностью туроператора, а наш малолетний ребенок перенес физические страдания (температура под 40 градусов, язвы и герпесные болячки во рту, отек горла и увеличенные лимфоузлы, крупные очаги сыпи)».
Моральный ущерб люди оценили в 30 млн рублей, также потребовав взыскать с ответчиков полную стоимость тура.
* * *
Заседание суда прошло в начале года. Суд аргументы заявителей весомыми не признал и в удовлетворении требований отказал. Если коротко, то основная причина отказа такова: по закону Министерство спорта и туризма должно информировать туристов о странах и местах, посещение которых в данный момент предоставляет угрозу, через размещение сведений в республиканских СМИ. В апреле 2014 года в СМИ такой информации не было, констатировал суд, а доказательств того, что посещение Сиде в августе — сентябре 2014 года предоставляло угрозу, истец не предоставил. Кроме того, сказано в мотивировке, нет и оснований на удовлетворение требований ООО «Компания Тез Тур», так как «стороной по заключенному с истцом договору на оказание туристических услуг общество с ограниченной ответственностью „Компания Тез Тур“ не являлось».
* * *
Ксения говорит о том, что в Москве был случай, когда истец выиграл у турфирмы суд по похожему делу. Есть у женщины на руках и документ от «Роспотребнадзора». Когда в 2014 году в российское ведомство с жалобами на разгул инфекции в турецких гостиницах начали писать туристы, был инициировал запрос в МИД РФ для уточнения эпидемиологической ситуации по дипломатическим каналам. То есть в России госорганы хотя бы провели работу и начали предупреждать людей. А у нас?..
— Комментировать эту историю не буду, так как не знаю всех обстоятельств, — говорит директор Республиканского союза туристических организаций Валентин Цехмейстер. — Тем не менее могу отметить: если в регионе массовая эпидемия, тогда действительно МИД и Минспорта должны предупреждать об этом граждан через прессу. Но если речь идет о конкретных отелях и там действительно вспышка, то партнеры белорусской компании, которые ведут дело на месте, должны об этой ситуации знать. И если турфирма не информируют граждан об этом, то речь может идти о непредоставлении полной и достоверной информации об условиях отдыха.
Другое дело — как доказать наличие «вспышки»? В случае Ксении и других ее товарищей по несчастливому отдыху суд таких доказательств не нашел. Они обжаловали решение, но снова проиграли (заседание прошло на днях). Тем не менее Гопеевы намерены подавать на кассацию и дальше. Onliner.by будет следить за развитием конфликта.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by