Бывший «ипэшник»: как я пытался выйти на контакт с белорусскими производителями обуви и что из этого вышло

 
20 марта 2015 в 11:59
Автор: Артур Боровой
Автор: Артур Боровой

В начале недели президент страны съездил на «Экспобел» и посоветовал предпринимателям принять участие в спасении белорусской легкой промышленности, умирающей из-за обилия импорта. Наш читатель Михаил, который раньше торговал одеждой в Ждановичах, недавно попытался найти с легпромом контакт. Что из этого вышло — в его монологе.

— Скажу сразу — теперь я бывший «ипэшник», — говорит Михаил. — Раньше занимался продажей одежды, работал в Ждановичах в «Мире моды». Специализировался на «мужской молодежке». Закрылся в 2013 году. Сертификаты тогда еще только обсуждали, вводили отсрочки, но было ясно, что ничего хорошего из этого не выйдет. А прекратить работу решил из-за того, что бизнес перестал быть выгодным. Высоченная аренда, падения платежеспособности населения, налоги — никакого смысла в такой работе не было. В лучшие, «тучные» годы зарабатывал две средних зарплаты по стране. Но такие периоды длились недолго. У меня была только одна точка, масштабы совсем небольшие.

Когда еще был в «строю», старался экспериментировать, пробовал шить по заказу. Потом ушел на работу по специальности — в товароведы. И вот недавно случайно зашел на сайт «Беллегпрома» и увидел там объявление о том, что ИП «призывают к сотрудничеству». Меня удивил тот факт, что они наконец-то готовы с нами работать. Я и раньше писал, пробивался, но никого не интересовали маленькие объемы. А тут вот такой призыв. Почему бы и не попробовать?

Из «Беллегпрома» пришел ответ, меня адресовали на две фабрики — «Неман» и Лидскую обувную. Лидский сайт не работает, а актуальных контактов в интернете я не нашел. Поэтому написал на «Неман». Почему-то с электронной почтой они не работают, ответы на e-mail давать не хотят. Ладно — стал дозваниваться.

Сообщил, что меня интересует мужская обувь, в частности кеды. Мол, вы их шьете, давайте разработаем вместе такие модели, которые я смогу продать. Я не дизайнер, но у меня есть опыт, я точно могу сказать — вот эти кеды будут продаваться. Был готов скинуть им картинки. В ответ услышал — это процедура очень дорогостоящая. В итоге мне посоветовали присмотреться к существующим моделям.

Присмотрелся. Понравилось несколько женских моделей (у них идут в разделе детской обуви). Даже скорее не женских, а в стиле унисекс. Предложил: а можете сделать такие же, только мужских размеров?

При этом прекрасно понимал, что если попрошу их произвести 10 пар, то разговора не будет. Поэтому сказал — давайте по 100 штук на модель. Но и здесь никакой заинтересованности не последовало. Получил ответ: «Если вдруг мы будем это производить, то дадим вам знать».

Тут стоит пояснить. Если ИП мелкий или средний, у которого не пять точек, а одна-две (таких большинство), то даже 100 штук на модель это очень много. Как правило, на рынках в одном боксе все стремятся продавать разные модели. А я предложил партию в 100 — и даже это не сработало! Мне стало ясно, что все эти объявления с призывом о сотрудничестве — очередной популизм. До конкретики у нас речь даже не дошла. Сообщили, что служба маркетинга «может мне перезвонить» — и на этом все.

— А как, по-вашему, должно в идеале выглядеть сотрудничество между промышленниками и «ипэшниками»?

— Если у вас нет сбыта или фабрика стоит, приглашайте нас, зовите дизайнеров — будем обсуждать, как выйти из ситуации! Понятно, что у них свои производственные мощности, что они не могут выполнить любой каприз. Но ведь всегда можно прийти к консенсусу, обговорить минимальное количество пар и т. п. А заинтересованности — как не было, так и нет.

— Что думаете насчет идеи с оптовыми базами, которую снова реанимировали?

— Идея выглядит сомнительной. Может получиться, что у всех ИП будет одинаковый товар. Каждый предприниматель старается найти эксклюзивного поставщика, чтобы не повторяться. По крайней мере, я так пытался делать. Когда все ездили в Москву, я гонял в Питер.

— Желания вернуться к предпринимательству у вас больше нет?

— Скажу честно — меня очень заинтересовало предложение «Беллегпрома». Я был бы не против продавать белорусское, как от нас хотят. Я умею продавать и был готов рискнуть! Но никому это не надо.