Откуда и что за праздник к нам приходит? Репортаж с белорусского завода Coca-Cola

 
30 декабря 2014 в 8:30
Автор: Александр Владыко. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Александр Владыко. Фото: Аркадий Соболев

Можно любить Coca-Cola или предпочитать обычную воду, но сложно спорить с тем, что знаменитый напиток сделали круглогодично актуальным. Летом производители подчеркивают прохладительные качества колы, а зимой жизнерадостный Санта-Клаус в красном комбинезоне, нарисованный по заказу компании немногим меньше века назад, настаивает, что «праздник к вам приходит», с приталенной бутылкой в руках. Onliner.by не стал дожидаться, пока праздник дойдет, и сам отправился на экскурсию на единственный в Беларуси завод Coca-Cola.

Империя Coca-Cola построена по общей для многих мировых компаний схеме. В американском городе Атланта есть штаб-квартира Coca-Cola. Это владелец брендов, поставщик и производитель «секретного концентрата», главный маркетолог и контролер качества. Но непосредственно производством напитков, дистрибуцией и маркетингом на местах занимаются компании-боттлеры — лицензируемые партнеры, которых в мире насчитываются десятки. В одной Индии работает 68 заводов Coca-Cola, принадлежащих трем десяткам боттлеров.

Белорусская компания принадлежит одному из крупнейших мировых боттлеров родом из Греции — Coca-Cola HBC.

В Беларусь Coca-Cola пришла в далеком 1994 году. Отсутствие производственной площадки тогда не смутило — напитки разливались на линиях Минского завода безалкогольных напитков и в Бресте.

В 1997 году у Coca-Cola появился собственный завод недалеко от Минской кольцевой автодороги.

По меркам глобальной компании рынок воды в Беларуси очень небольшой, не говоря уже о безалкогольных напитках. Мечта боттлера — работать в Мексике, где местные жители выпивают более 300 литров Coca-Cola на душу. В Беларуси показатели более чем скромные — 36,5 литра безалкогольных напитков, включая чай и кофе, на каждого.

— Почему-то по алкогольным напиткам мы в авангарде, а воды пьем мало, — рассказывает первый заместитель директора «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» Андрей Рощупкин, который работает в компании уже 15 лет. — Мне кажется, правильное пояснение того, что и как нужно пить, — это дело государственной важности. Вода — это жизнь.

— Coca-Cola — тоже жизнь? Все же это не совсем питьевая вода.

— Да, можно говорить отдельно о питьевых водах, минеральных, безалкогольных напитках. Но в любом случае основной ингредиент — вода. Если говорить в контексте содержания сахара в напитках, то Беларусь пока до такой степени далека от критического порога, что и обсуждать нечего.

Менеджеры белорусской Coca-Cola сетуют, что у нас нормальной считается традиция пригласить гостя на кофе или чай, но не на бокал напитка, «хотя в чае и кофе кофеина больше, чем в энергетике [компании принадлежит напиток Burn. — Прим. Onliner.by], а сахара многие добавляют не меньше, чем в стакане Coca-Cola».

Все остальные мифы вроде «удаляет накипь из чайника» или «помогает удалить ржавчину» комментируют без охоты. Говорят, что в состав напитка входит кислота, которая есть и в соках, и в вине, и в уксусе.

— Даже эксперимент с Mentos, который компания сама и запустила, некоторые люди умудряются трактовать в качестве обличительного, — удивляется Андрей Рощупкин.

— Что вы, кстати, думаете по поводу тонизирующих напитков, на которые обратили внимание наши чиновники?

— Вокруг этой темы много мифов, а на факты почему-то закрывают глаза. В их составе обычный кофеин и таурин, который входит в состав детского питания. Мне кажется, что для водителя за рулем горячий кофе опаснее, чем баночка энергетика. Нельзя смешивать с алкоголем? Ну так и чистой водой можно упиться до критического состояния. Пока неизвестно, насколько глубокими могут быть изменения в законах, но судя по официальным заявлениям пока что произошла подмена понятий: обычные энергетики перепутали со слабоалкогольными напитками, которые под запретом в некоторых странах. В Европе энергетики никто не запрещал.

Как производятся напитки на Coca-Cola

Сладкие напитки компании на 85% состоят из воды. Остальные 15% — сахар, углекислый газ и «секретная формула». Приготовленный по специальному рецепту концентрат везется из Франции.

Своей скважины на территории завода нет, но и необходимости в ней не видят. На популярные разоблачения воды «Бонаква» (фактически это очищенная вода из-под крана) здесь отвечают собственными разоблачениями.

— В рекламе нам рассказывают о глубине скважин, но это лукавство, — объясняет Андрей Рощупкин. — Существуют определенные водоносные горизонты, поэтому глубина залегания одного и того же подземного «озера» может быть разной, а вода там одна и та же. На наш взгляд, гораздо важнее контроль качества источника и его постоянное использование. Любые дачники знают, что скважиной нужно пользоваться постоянно. Но каким бы крутым ни был завод, он не льет воду 24 часа в сутки. У нас рядом с заводом работает коммунальное предприятие, которое обеспечивает постоянный забор воды из своих артезианских скважин. У них мы и покупаем воду.

Во-вторых, неправда, что мы льем «Бонакву» из крана, а другие производители достают воду из-под земли. Все воду обрабатывают, обеззараживают. Помимо этого, «Бонакву» мы обогащаем двумя видами солей.

Я уже не говорю про минеральную воду, которую в принципе регулярно можно пить только под наблюдением врача.

Итак, вода идет на завод по трубе из коммунального предприятия. Здесь она проходит многоэтапную систему очистки: от угольных фильтров до обеззараживания.

На базе подготовленной воды готовится купаж или сироп: вода смешивается с «секретным ингредиентом» и сахаром (в 100 миллилитрах напитка 10,4 грамма сахара). Далее сироп может фасоваться для ресторанов общественного питания (одним из них является «МакДональдс»). Чтобы получить Coca-Cola, сироп нужно разбавить водой (1:5,4) и насытить углекислым газом.

Все это делается на линиях розлива и не представляет из себя ничего необычного. Максимально на линиях завода можно разливать 44 тыс. литров напитков в час. Во время нашей экскурсии разливалась Fanta.

Возможно, вы не задумывались об этом, но в белорусских магазинах, в крупных городах и умирающих деревнях продукция Coca-Cola стоит на полках под слоганом «Купляйце беларускае». Из импортного в напитках — только «секрет», а вода, сахар и пластиковые бутылки — наши.

— Мы проводили эксперимент, и читатели нашли отличия в Coca-Cola из разных стран.

— Теоретически это невозможно. При таких дегустациях все должно быть идеально: сроки годности, температура подачи. Субъективные ощущения могут отличаться даже у людей, пьющих напиток из одной бутылки, при этом лабораторный анализ покажет, что все показатели образцов идентичны.

Несколько лет назад «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» демонтировала линию по розливу напитков в стеклянные бутылки. Причины упираются в деньги: бутылка дорогая, система возврата тары перестала работать, покупатель пересчитывал стоимость напитка и выбирал дешевый ПЭТ. Поэтому сегодня Coca-Cola в стеклянных бутылках и алюминиевых банках — небольшой по объему импорт.

За 20 лет работы на белорусском рынке побывали и ушли с него многие знаменитые бренды. А завод Coca-Cola и по сей день стоит на своем месте. Санта-Клаус остался бы доволен белорусской «дочкой».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by