Накануне драматичных в жизни белорусского рубля событий белорусы бросились переводить деньги в товары. Чтобы не стоять в очередях, многие искали валюту в банкоматах или совершали покупки онлайн. После чего, как оказалось, рано расслабились. Спустя несколько дней вдогонку к планируемым тратам стали приходить незапланированные — начисление 30%-ной комиссии за покупку валюты. Покупателей это вывело из себя: почему за совершенные до введения комиссии покупки они вынуждены ее платить? С этим вопросом они обратились в банки и нашу редакцию.
17 декабря Юрий оплатил мелкую услугу на 499 российских рублей при помощи карты «МТБанка».
— Система подсчитала по курсу, и я заплатил что-то в районе 80 тысяч белорусских рублей, — рассказал Юрий. — Через несколько дней смотрю — на карте «минус». Датированный 20-м числом платеж пересчитал, и услуга обошлась мне уже в 98 тысяч. Разбираться тогда я не стал. А сегодня очередное сообщение: на покупку насчитали еще 30% уже 23-м декабря. В ответ на мой вопрос я получил выдержку из какого-то пункта правил. Мою покупку обрабатывали 6 дней, почему не полгода?
В «МТБанке» рассказали, что пока вопрос об алгоритмах начисления комиссий открыт: «Проводим и внутренние консультации, и консультации с Нацбанком по поводу покупок, фактически совершенных до 19 декабря».
18 декабря еще один белорус Николай снял 800 долларов по рублевой карте «БСБ Банка» в банкомате банка-партнера «Идея-Банка»:
— Я снял 800 долларов по курсу 11 380 рублей за доллар. Надо чем-то платить за квартиру. На следующий день пришел в магазин, оказалось, что денег нет на карте — списалось 16 млн, то есть по 20 тысяч за доллар! Банк говорит, что так принято, потому что транзакция завершается в срок от 1 до 5 дней. В тот день торгов на бирже не было, поэтому сами установили такой курс. Предложили пересчитать по 15 тысяч. Я написал заявление, но пока ответа не получил. При этом существуют правила Нацбанка, в которых сказано, что валютно-обменная операция должна проводиться по курсу на момент совершения мной операции.
Судя по всему, речь идет о постановлении №34 от 18 января 2013 года.
— Ряд наших клиентов попали в такую ситуацию, но мы работаем и решаем вопрос с каждым индивидуально, — рассказали в «БСБ Банке». — Мы тоже консультируемся, но наверняка пойдем на компенсацию издержек. До конца года мы решим этот вопрос. Ждем одного документа из Нацбанка. Что касается курса обмена валют, то это следствие возможных рисков. Вы же сказали, что читателю уже пересчитали по более низкому курсу. Детальнее этот случай не можем прокомментировать без изучения документов.
Сегодня о возврате комиссионного сбора написал «Приорбанк»:
«Комиссионный сбор при покупке физическими лицами иностранной валюты за белорусские рубли от суммы денежных средств в белорусских рублях при поступлении финансовых требований от банков, обслуживающих организации торговли и сервиса, платежно-справочные терминалы, банкоматы, платежные терминалы и пр., по операциям, совершенным по 19.12.2014 с использованием банковских платежных карточек, выпущенных к счетам физических лиц в белорусских рублях, удерживаться не будет.
Таким образом, по всем безналичным операциям по карточкам, совершенным до 20 декабря, начисленная комиссия будет возвращена автоматически в ближайшее время».
— Неразбериха произошла потому, что безналичная оплата товаров и услуг проходит в два этапа. Сначала сумма операции попадает в блокировку и становится недоступной для использования. При поступлении в банк документов, подтверждающих совершение операции, от банка, обслуживающего данную торговую точку, заблокированная сумма окончательно списывается со счета клиента. Следовательно, дата завершения операции может не совпадать с фактической датой ее проведения. Таким образом, по операциям, обработка которых была завершена 20 декабря (либо позже), сумма списывается с учетом 30%-ного сбора, — рассказали в пресс-службе «Приорбанка».
В кулуарных беседах банкиры говорят следующее: в условиях неразберихи, которая была до обеда 19 декабря, каждый страховался как мог. Все сейчас пытаются с наименьшими потерями выйти из ситуации с новыми правилами на валютном рынке. Обещают, что в ближайшее время все исправится. Или по крайней мере станет ясно.
***
И вот продолжение истории. Сегодня, 24 декабря, «МТБанк» выслал официальный комментарий для Onliner.by. Сотрудники банка разобрались в ситуации и оперативно вернули деньги на счета клиентов:
«В соответствии с решением Национального банка Республики Беларусь от 19.12.2014 №786 „О некоторых вопросах функционирования банков“ с 20.12. введен комиссионный сбор в размере 30% на операции покупки иностранной валюты за белорусские рубли. Механизм обмена платежной информацией в рамках международных платежных систем (МРС) предполагает временную разницу между фактической датой проведения операции, последующего проведения международного расчета между странами и последующего отражения непосредственно по карт-счетам клиентов. Поэтому автоматическая программная настройка 23.12. обработала расчет и взыскание комиссии по всем валютно-обменным операциям по карточным счетам, отраженным в учете начиная с 20.12. Тем не менее, рассмотрев обращения клиентов, правление ЗАО „МТБанк“ приняло оперативное решение о сторнировании [полной отмене — прим. Onliner.by] взысканной комиссии по тем операциям, по которым сами транзакции фактически были совершены до 20 декабря 2014 года. По таким случаям взысканные суммы комиссии возвращены на счета клиентов в тот же день — 23.12. В настоящее время белорусскими банками, в т.ч. и „МТБанком“, направлен запрос в Национальный банк РБ для формирования единообразной позиции регулятора и всех банков по данной ситуации».
Такое же решение принял и «БСБ Банк»:
«Рады вам сообщить, что комиссионный сбор по операциям, совершенным с использованием банковских платежных карточек, эмитированных в белорусских рублях, которые были отражены по вашему счету в банке 19.12.2014 г., возвращен на ваш счет. Операции рассчитаны по курсу платежных карточек, установленному на 19.12.2014 года в ЗАО «БСБ Банк».