Доктор философских наук, профессор Михаил Вишневский на страницах газеты «СБ» рассуждает о проблемах, актуальных для белорусской молодежи. По его мнению, не стоит упрекать молодых людей за то, что они мечтают о больших зарплатах, если чувствуют, что их достойны. Но есть, по мнению философа, и другая категория белорусов, которых можно лишь презирать.
— Не кажется ли вам опасным симптомом обывательские разговоры, которые можно часто услышать в молодежной среде: «За 300 долларов я работать не пойду, лучше посижу дома...»? Как мотивировать молодых людей на труд сегодня, когда они хотят иметь все сразу?
— Если молодой человек точно знает, какой оплаты заслуживает его труд, то это, наверное, хорошо. Надо только убедиться на деле в том, что такая самооценка обоснованна. Если же работодатели с ней не согласны и «покупателя» не нашлось, придется доучиться или переучиться, а может быть, попробовать открыть собственный бизнес. Но рынок не дает гарантий успеха. А великовозрастные бездельники, которые сидят на шее у родителей и ждут манны с неба, заслуживают презрения, а может, и наказания или, скажем так, стимулирования мотивации к труду. Напомню, что стимул в переводе с латинского означает заостренную палку, которой подгоняли ленивое животное. Стимулировать можно и мерами государственного и общественного воздействия, и с помощью народных средств.
— Согласитесь ли вы с критикой капиталистического общества, особенно популярной в леваческой среде, о том, что современная система не дает возможности для развития и что система массового потребления обрекает человека на бесцельное существование?
— Вместо того чтобы критиковать капиталистическое общество, лучше было бы поработать над самим собой. Никакое общество не снимет с нас ответственности за то, как каждый из нас строит свою жизнь. Вспомним пьяницу из известной книги Антуана де Сент-Экзюпери, который пьет, чтобы забыть... о том, что он пьяница. А еще я вспоминаю одну сорокалетнюю даму, которая упрекала свою мать в том, что она ее плохо воспитала. Некрасиво все это и непорядочно. Не хочешь тратить время на пустяки — не трать. Если тебя интересует духовный рост, а не зряшное потребительство — расти. Но вот опускаться до алкоголизма и наркотиков не следовало бы. Здесь нужно просто поднять за шиворот и помочь прийти в движение в правильном направлении.
— Согласны ли вы с тем, что накопившиеся проблемы в обществе надо начинать с образования? Сегодня многие говорят о том, что нам нужна не доступность образования, а его качество. И сама молодежь уже не удовлетворена получаемыми корочками, ей важно научиться делать что-то, что будет востребовано в современном мире. Что вы на это скажете?
— О проблемах образования не говорит только ленивый. На самом деле и здесь главная проблема — в людях. Учителя учат так, как умеют. Их руководители требуют от них того, что им самим понятно, и идет сверху от таких же, как они сами, чиновников. Их уровень, к сожалению, тоже часто невысок, и все начинания, приобретая всеобщий характер, несут на себе печать формализма с элементами бессмыслицы. Надо было бы уменьшить жесткость регулирования, но тогда качество образования может упасть еще ниже, хотя, я думаю, не во всем и не повсеместно. Школа тяжело больна показухой, и простого лекарства от этой болезни не существует. Серьезные сдвиги в работе образования неотделимы от роста общей культуры, в том числе и управленческой.