С наступлением холодов желающих пронести товар мимо кассы становится больше. Под шубы и пальто, в сапоги и валенки народ прячет жвачки, электрочайники, нижнее белье, мороженую рыбу и, конечно, алкоголь. Мы взглянули на проблему с позиции работников торговли. Заодно узнали, какой товар пользуется у несунов наибольшим спросом.
(На фото обычные покупатели, не имеющие отношения к описанным ниже ситуациям!)
Сегодня практически во всех магазинах есть видеокамеры, противокражные ворота, магнитные чипы. Но бдительность охранников и продавцов по-прежнему важна. Ходят легенды, что опытные работники способны одним взглядом убить в клептомане желание что-нибудь стянуть. Наталья Музыченко, продавец галантереи «Облторгсоюза», в торговле со времен СССР. Говорит, что магазинных воров определяет с первого взгляда.
— Они выдают себя поведением. Прячут глаз, суетятся без причины: возьмут товар с полки, положат на место, потом снова возьмут. Все эти «фокусы» у меня не пройдут. С такими посетителями я всегда начеку. Сначала громко поздороваюсь, потом глаз с них не спускаю. Если надо, хожу за ними по пятам. Чтобы сами поняли: здесь им ничего не светит…
Наталья утверждает, что всех местных воришек знает в лицо.
— И они меня тоже знают. Если видят, что я на смене, разворачиваются и уходят.
— А что у вас украдешь, если на выходе противокражные ворота?
— Так их «обмануть» можно. В интернете десятки инструкций. Наркоманы и прочие шалопаи пришивают внутренние карманы из фольги. Сигнализация не срабатывает, а мы потом бюстгальтеров недосчитываемся.
— И такое было?
— Да, одно время нижнее белье пропадало. Попалась воровка на трусах. Она их в черный пакет с подкладкой из фольги бросила и спокойно прошла через противокражные ворота. Продавец вовремя заметила пустую вешалку, подала сигнал кассиру. Дамочку остановили у выхода и культурно попросили открыть пакет. Она долго сопротивлялась, даже истерику закатила, а потом швырнула нам эти трусы в лицо: нате, подавитесь.
Милицию в данном случае не вызывали. Говорят, не было смысла, так как сумма похищенного не превысила двух базовых величин.
— Тунеядцы, что с них взять? Если денег на трусы нет, так откуда на штраф возьмутся? А нам только головная боль: протоколы, вызовы в милицию. Вернули товар, и это главное, — пояснила суть проблемы Наталья Музыченко.
У Евгения Кузьмина, охранника крупного продуктового магазина на Речицком проспекте, иное мнение:
— Любое мелкое хищение должно быть наказано. В противном случае воришки совершат кражу снова. Набрать 102 нужно обязательно.
Евгений уточнил, что действующее законодательство позволяет привлечь к ответственности даже за кражу коробка спичек.
— Минимума в законе нет. Есть понятие «мелкое хищение», когда сумма украденного не превышает 300 тыс. рублей. На первый раз оштрафуют до 30 базовых величин или привлекут к общественным работам на несколько суток. За повторную кражу накажут по-крупному — до 50 базовых. При определенных обстоятельствах можно усмотреть в мелком хищении и состав уголовного преступления.
— Приведите последний случай воровства в магазине.
— Вчера женщина положила в корзину хлеб, молоко, кефир. В колбасном отделе взвесила сосиски, но якобы случайно опустила их в сумку. На кассе их не оплатила. Тут я ее и «встретил»…
— Ну а вдруг человек случайно это сделал?
— Бывает и такое. Всегда вежливо прошу оплатить не показанный кассиру товар. Но когда у покупателя не оказывается денег, выводы напрашиваются соответствующие.
«Продуктовых» воров охранник Кузьмин делит на три группы:
— Первые крадут жвачки и шоколадные батончики. Обычно школьники. Приходят в магазин компаниями: от них всегда много шума и мало выручки. Вторые — безработные мужчины, на вид лет 30, крадут то, что можно продать. Однажды такой покупатель попытался вынести сразу пять палок копченой колбасы. Засунул в рукава, даже в штаны — в то самое место. «Вытряхивать» из него колбасу было и смешно, и грустно. Руки «чешутся» и у пенсионерок без признаков недоедания. Они обычно тянут йогурты, глазированные сырки. С ними всегда сложно разбираться. С одной стороны, жалко, с другой — наглость божьих одуванчиков поражает. Упираются, угрожают, оплачивать украденный товар отказываются. К таким у меня уже иммунитет: не жалею, сразу вызываю милицию.
— Отрубание рук — довольно распространенное наказание за бытовое воровство в некоторых странах. Как вам такая мера профилактики в белорусских реалиях?
— О, нет. Слишком много в Беларуси будет безруких. В нашем магазине совершается 5—6 краж в месяц. А сколько их по всей стране?..
С Евгением солидарна Елена Дурейко, заместитель заведующего магазином электротоваров: воришек нельзя жалеть, нужно наказывать.
— Принцип самообслуживания разбаловал наш народ. Соблазн что-нибудь украсть очень велик. Конкретно в нашем магазине «приделывают ноги» блендерам. Бросают в пакеты из фольги или срывают магнитные брелоки. Если за руку вора не поймали, обращаемся в РОВД. Милиционеры анализируют видеозапись, проверяют результаты по своей базе. В большинстве случаев наши горе-покупатели оказываются «старыми знакомыми» милиционеров: наркоманы, бывшие уголовники и так далее.
— Кроме блендеров, что еще «плохо лежит» в вашем магазине?
— Как-то молодой человек попытался украсть электрочайник. Спрятал под куртку. Подвох заметила молодой продавец. Нажала тревожную кнопку. Наряд приехал быстро. Но вор успел сломать турникет и ударить продавца.
— Она осталась работать после этого случая или уволилась?
— Работает. Мы ее ставим в пример остальным. Ведь если бы не ее реакция, недостачу платили бы из своего кармана.
В магазине «Стандарт» буквально на днях украли бутылку дорогого вина. Продавцов и охранника мы застали за обсуждением инцидента.
— Это был «Мускат черный» массандровского комбината. Вино с 13-летней выдержкой, стоимость — 500 тыс., — сообщил подробности охранник Виктор. Он заметно нервничал: опытного работника обвели вокруг пальца. — Оставили коробку с чипом, а бутылку унесли. Теперь она — как горькое напоминание мне о краже.
— А бывало, что прямо в зале откупоривали бутылку и выпивали?
— Ну вы наивные. За минуту разве «оприходуешь» 0,7 литра? Мы ж за залом следим в шесть глаз: я, продавец и кассир. Нет, такого точно не было.
— А какие напитки обычно воруют и кто?
— Про классических алкоголиков ничего плохого не скажу. Они исправно платят за водку. Плодово-ягодными напитками мы не торгуем. Зато хорошо одетые покупатели иногда удивляют. Одну бутылочку оплатят, а вторую за пазуху спрячут. Таких интеллигентов вежливо просим оплатить товар или вернуть его на место. Злятся, нервничают, закон о защите прав потребителей цитируют. Но что удивительно, через несколько дней снова приходят в магазин как ни в чем не бывало.
Дорогую косметику в магазине «Ромашка» на улице Советской убрали подальше от входа за стекло. Жизнь заставила. Были случаи, когда вор вбегал в магазин, хватал с полки первый попавшийся тюбик и исчезал. Гнаться бесполезно, так как магазин соседствует с аркой, ведущей во дворы.
— Смысл обращаться в милицию есть тогда, когда на видеозапись попало лицо вора, — поделилась наболевшим заведующая магазином Светлана Корыткина. — Для нас каждая кража — существенный удар по карману. Что ни тюбик, то 100 тыс. рублей.
По наблюдениям Светланы, чаще всего кражи совершают молодые мужчины со стеклянными глазами и в бейсболках.
— Они четко знают, за чем пришли. Украсть надо то, что можно быстро продать и купить дозу. Такого клиента «ведет» продавец. Ненавязчивые вопросы, предложение помощи — эти и другие хитрости помогают предотвратить кражу. Кстати, их в этом году, тьфу-тьфу-тьфу, не было. Но выводы делать рано. Зима покажет. Когда покупатели наденут шубы и пальто, продавцам надо быть особенно внимательными.
В магазине через дорогу торгуют недорогой обувью. Здесь предусмотрены различные способы защиты — от тревожной кнопки до противокражных ворот. К каждой левой туфле прикреплен магнитный чип. Разве можно украсть пару? Оказывается, можно.
— Ворота «запищат», а они бегом из магазина. Мы за ними, но, увы, не всегда догоняем, — не стала скрывать очевидное заведующая Инна Литвинова. — Чтобы не доводить ситуацию до такой крайности, требуем от продавцов контролировать подозрительных покупателей в зале.
— Что значит «подозрительных»?
— Это наркоманы, алкоголики, иногда попадаются пенсионеры и молодые мамы, у которых с моральными принципами не очень. И тех, и других нельзя оставлять одних в местах, не охваченных видеонаблюдением.
В том, что кражи случаются даже в магазинах, напичканных системами защиты, Инна винит интернет.
— На многих сайтах размещены пошаговые инструкции по мелкому хищению. Разве такую информацию можно пускать в массы?
Заведующая и ее коллеги создали «черный список» засветившихся на видеозаписях воришек. Как только они появляются на пороге, продавцы уже начеку.
В магазине «Букинист» кражи случаются крайне редко.
— Вам надо было перед началом учебного года прийти. Когда в залах толчея, товарооборот большой. А сейчас даже нечего рассказать, — удивилась нашей недальновидности заведующая Ирина Роговцева.
— Сколько книг выставлено на продажу в вашем магазине?
— Порядка 10 тыс.
— И неужели ни одну не украли?
— Как-то унесли сборник поэзии Лермонтова. Но мы вора не поймали. Узнали о краже от сотрудников правоохранительных органов. Они задержали мужчину за другое хищение. Среди вещей оказался наш Лермонтов.
— Вспомните самый дорогой украденный товар?
— «Говорящая» азбука за 200 тыс.
— А из мелочевки?
— Открытки. Как же я о них забыла? Вот это действительно проблема. Стоят мало, но после переучета суммы «выскакивают» существенные.
В прошлом году в «Старом универмаге» украли 24 сковороды. Причем разные: белорусские и китайские, тефлоновые и чугунные. Противокражные ворота «молчали», потому что воры снимали чипы прямо в зале. Недостачу обнаружили во время переучета. Контрмеры приняли незамедлительно.
— Как остановить несунов, придумал помощник охранника. На каждую сковороду повесили металлический тросик, соединили их друг с другом и закрыли общим замком, — рассказала администратор Татьяна Мороз. Она в торговле с советских времен. Говорит, раньше краж было меньше.
— Продавцы больше работали за прилавком, да и покупатели были другие, сознательные, что ли. Сейчас их наглость порой зашкаливает. Если раньше ловили воришек, так они смущались и нервничали. Нынешним даже не стыдно. Более того, они упрекают работников магазина: мол, чего придираетесь, мы ж не у вас, а у государства украли. Не понимают, что воровством вредят обычным охранникам и продавцам.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by