Художник Владимир Цеслер: Минск как хороший станок — функциональный, но безликий, а хотелось бы дождаться уюта и неповторимости

25 764
01 октября 2014 в 8:30
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Художник Владимир Цеслер: Минск как хороший станок — функциональный, но безликий, а хотелось бы дождаться уюта и неповторимости

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Владимир Цеслер — белорусский художник и дизайнер. Работает в самых различных направлениях искусства: от живописи, скульптуры и графики до проведения художественных акций и создания инсталляций. Профессионально занимается промышленным дизайном, оформлением книг, рекламой. Разработчик бренда Ё-мобиль.
Раньше я ходил по городу и возмущался: кругом — вялая реклама. Невнятные шрифты, нелепые картинки, неточные цвета, сомнительная графика. Нередко мне было трудно понять, что за идея родилась в голове у дизайнера, что за посыл он хочет донести до потребителя. Но этот эмоциональный период прошел — я привык! Глаз запылился, перестал обращать на это внимание.

У каждой рекламы есть свой конечный потребитель, она направлена на то, чтобы как-то влиять на определенную аудиторию. И если рекламное агентство, которое, по идее, состоит из профессионалов, создает блеклую рекламу, происходит это не просто так, возможно, специалисты-рекламщики таким образом видят свою аудиторию. В конце концов, созданную рекламу принимает заказчик, который, являясь производителем, также ее одобряет. Кто, как не он, должен знать своего потребителя?

Исходя из этого, приходится предположить, что яркие необычные образы, созданные талантливыми рекламщиками, не каждый наш соотечественник сможет «прочитать», белорусским брендам такая реклама просто не нужна.

Самое интересное, что хорошая реклама большими бюджетами делается для дорогих, престижных вещей, но наибольшую прибыль приносят недорогая продукция, ориентированная на масс-маркет. Например, как вы думаете, какие алкогольные напитки в Беларуси приносят наибольшую прибыль? Правильно — плодово-ягодные вина, или чернила. Нужна им реклама? Конечно, нет!

Если нет конечного потребителя, который ждет хорошую рекламу, ей неоткуда взяться. Та же картина во многих других отраслях: продуктах питания, бытовой химии, бытовой технике. Им или не нужна реклама в силу того, что нет конкуренции, или эту продукцию в принципе никто покупать не будет (и производитель об этом знает — к сожалению, бывает и такое), а значит — зачем лишние траты?

Показывая друзьям и коллегам очередной образчик бездарного подхода рекламщиков к своей работе, я спрашивал:

— Что ты об этом думаешь?

— Отвратительно…

— Надо что-то с этим делать?

— Нет, зачем тратить время и силы, если всех устраивает?

Действительно, может и не стоит заострять на этом внимание? Ведь, по большому счету, мы не можем ничего изменить. У нас все, вплоть до названий улиц, пребывает в эпохе, закончившейся уже 20 лет назад! Прогуливаемся по улицам Комсомольской и Коммунистической, встречаемся на станции метро «Площадь Ленина»… И это центр города! А посмотрите на брендирование нашей национальной авиакомпании. Что это? Ведь эти самолеты летают за границу, разве нам не стыдно? Нет. Привыкли.

Возможно, все дело в том, что жители Минска в большей степени используют город не столько как место для полноценной жизни, сколько как инструмент для зарабатывания денег. Поэтому Минск как станок у хорошего токаря: чистый, ухоженный, отрегулированный и откалиброванный. Но при этом, как и любой другой станок, — безликий, серый. Кого волнует тонкая эстетика? Она же, по сути, не влияет кардинально на работу станка, простите — города.

Нынешние минчане не заморачиваются о том, каким город достанется их детям, их мысли полностью поглощены тем, как обеспечить отпрыска квартирой, оплатить ему учебу, на остальное времени просто не хватает. А как быть с той небольшой стайкой людей, которые хотят что-то изменить, я даже не знаю.