Средство от акул, патриотическая жвачка и Coca-Cola для нацистов: фоторепортаж с необычной выставки

 
16 355
26 сентября 2014 в 9:31
Источник: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов
Источник: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов

Принято считать, что традиционная военная экспозиция — это груды трехлинеек и бесконечные пистолеты ТТ. И в ней должна быть шинель какого-нибудь генерала. Эти экспонаты, безусловно, всем хороши, но не дают полного представления о жизни в окопах. В коллекции, которую привез стокгольмский Музей армии, оружия нет вообще. Все гораздо интересней.

Более тысячи больших и мелких предметов рассказывают не столько о войне, сколько о быте людей, которые собрались в одном месте, чтобы убить друг друга и постараться выжить. Здесь нет винтовок, автоматов и красивых стендов с номерами дивизий. На витринах — вещи, которыми пользовались британские, шведские, американские, немецкие, японские, французские, итальянские, польские солдаты. Это тот случай, когда маленький невзрачный предмет может рассказать о войне интересней, чем нудная лекция. Здесь перемешаны Первая мировая война, Вторая, Англо-бурская, конфликты поменьше. На одной витрине могут лежать вещи, принадлежавшие бойцам из противоположных окопов.

Важный элемент экипировки американского летчика Второй мировой — порошок, который (в это верили пилоты) отпугивает акул.

А это краситель для моряков и сбитых летчиков. Похожим комплектуются спасательные жилеты и сейчас. Образует вокруг человека, оказавшегося в воде, яркое зеленое или оранжевое пятно, заметное с воздуха или мачты.

Европейские армии любили комфорт. Ясно, что шведский воин не пойдет в бой без такого футляра для сахара. И без щеточки для бровей.

Котелки и полевые термосы здесь на любой вкус и конструкцию. Но главное требование к армейской посуде — она обязана быть красивой.

Совершенно понятно, что приличная война невозможна и без приспособления для чистки латунных пуговиц.

Боец, который не хотел, чтобы ему отстрелили голову, мог носить в кармане такой «перископ» из двух зеркал.

Порой непонятно, как государство, способное изготовить в начале 40-х такой продуманный фонарик длиной с сигарету, смогло проиграть войну.

Это невзрачное устройство подписано как «зажим». На самом деле это легендарный «крикет кликер», которым пользовались британские и американские парашютисты. При нажатии на язычок раздается негромкий щелчок — так после высадки в темноте десантники могли находить и опознавать своих.

Эти бутылки из-под газировки одной марки относятся ко Второй мировой. Различаются только цветом и местом, где были проданы. Зеленые — из США, бесцветные — из Германии. Просто бизнес.

Английская голубиная почта Первой мировой не уступала по надежности современной электронной, хоть и была несколько медленней. Зато ее почти невозможно взломать. В этом 2-сантиметровом контейнере, который лежит рядом с гелиографом, пересылалось сообщение.

Такой красивой трещоткой лондонская гражданская оборона оповещала горожан о воздушных тревогах.

Порой десантники оснащались велосипедами. Поскольку сбрасывали их отдельно, на небольших парашютах, далеко не каждому бойцу удавалось отыскать свой после приземления.

В этот английский набор для выживания, помимо спичек, линзы и прочих принадлежностей, включена инструкция по ловле кроликов.

Американские противозмеиные наборы времен Второй мировой характерны тем, что к ним прилагался жгут. Нынешняя медицина строго-настрого запрещает пережимать конечность после укуса.

Курение (не только табака) обставлялось в британских колониальных войсках по возможности торжественно.

Эта хирургическая пила времен Первой мировой, судя по состоянию полотна, активно использовалась.

В тюбиках и баночках — заморозка на случай ранений. Кто-то предпочитал в качестве анестезии спирт, Вермахт — такую вот мазь.

Представлена и японская аудиотехника. Например, этот портативный граммофон времен Русско-японской войны.

Дизайн очков Ray Ban со времен Второй мировой остается актуален.

Под все это разнообразие выделены три зала. Единственный недостаток проекта — то, что здесь (за редким исключением) нет отечественных аналогов всех этих приспособлений. Безусловно, в русской и советской армиях подобные штуки тоже были. Но во многих случаях это либо трофеи, либо заскорузлые поделки самих бойцов, которые старались выжить и как-то окультурить окопный быт. Шведам трудно представить, но наши исхитрялись ходить в атаку без чайного ситечка или изящного футляра для сахара.

Уважающий себя учитель истории просто обязан привести сюда своих школьников. Вместо того чтобы в сотый раз рассказывать про вассалов и «подвиг народа». Выставка «Между жизнью и смертью» располагается в центральной части дворца Румянцевых и Паскевичей и работает все дни, кроме понедельника. Вход для взрослого стоит 50 000 рублей, для детей и студентов — 35 000.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by