«За намі Радзiма!» Глава белорусской таможни о вреде «челноков», зарубежных товарах и грядущих новациях

 
14 914
12 августа 2014 в 10:30
Источник: Роман Рудь, «СБ»
Источник: Роман Рудь, «СБ»

Государственным таможенным комитетом изменен подход при определении возможности беспошлинного ввоза отдельных товаров из-за границы. Разноречивые толкования этих нововведений заставили немало поволноваться белорусов, особенно автомобилистов и отпускников, планирующих покупки за рубежом. Газета «СБ» публикует сегодня интервью с председателем ГТК Александром Шпилевским, в котором прозвучало несколько важных заявлений.

«За намі Радзiма!» О «торгашах»

— Александр Францевич, с 1 августа таможня начала применять обновленные методические рекомендации по определению предназначения и стоимости товаров, перемещаемых физическими лицами, т. е. какие товары ввозятся через границу для личного, а какие — для коммерческого использования. Ограничения коснулись ввоза автомобильных шин, алкогольных напитков и пива. Чем вызваны эти меры?

— Вы обратили внимание на девиз таможенных органов, который изображен на флаге ГТК? «За намі Радзiма!» То есть любые меры, предпринимаемые нашим ведомством, обусловлены необходимостью защиты интересов страны. В данном случае — экономических. Подобные меры существуют в любом государстве, причем в Беларуси они весьма либеральные: к примеру, стоимость багажа путешественника, въезжающего в нашу страну, не должна превышать 1500 евро, а Евросоюз установил лимит в 300 евро. Так вот, ни для кого не секрет, что многие граждане, особенно жители приграничных территорий, превратили ввоз товаров из-за границы в неконтролируемый бизнес. Они так часто бывают за рубежом, что вынуждены по нескольку раз в год менять паспорта из-за того, что в них кончаются чистые страницы. Их цель — ввоз товаров для продажи под видом товаров личного пользования. Возьмем, например, автомобильные шины. Мы проанализировали емкость белорусского рынка, она составляет примерно 3 миллиона шин в год, из них около 1,5 миллиона ввозится физическими лицами. И анализ частоты ввоза шин отдельными гражданами показал, что ввезенное ими количество просто не может быть использовано самим физическим лицом в личных целях. Автовладельцы меняют комплект зимней и летней резины, как правило, 1 раз в 2—3 года, соответственно излишне ввезенные шины продаются на территории страны с нарушением законодательства.

То же самое касается и алкоголя: граница пересекается самодеятельными коммерсантами по нескольку раз в неделю, маршрут таких путешествий известен — до ближайшего магазина беспошлинной торговли. Алкогольные изделия там гораздо дешевле, чем на территории Беларуси, поэтому такой челночный бизнес, да еще необлагаемый пошлинами, стал выгоден.

— Нередко люди, услышав о новых ограничительных в таможенном отношении мерах, полагают, что государство защищает лишь собственные интересы, никак не отражающиеся на благосостоянии конкретных людей. Так ли это?

— Абсолютно нет. Дело в том, что нелегальные торговцы создают среду недобросовестной конкуренции, что непосредственно отражается на людях, занятых на белорусских предприятиях. Рядовой налогоплательщик несет прямые убытки — он может не дождаться повышения зарплаты или вовсе лишиться рабочего места. Размер налогов, стоимость услуг социальной сферы — все это лежит на плечах законопослушного гражданина. В отличие от того человека, который никогда нигде не работал, но живет припеваючи за счет своего приграничного «бизнеса».

Сколько шин можно провезти

— Так какие запреты ввела таможня?

— Запрет — это неверное определение. Никто не запрещает гражданину ввозить столько шин и алкогольных напитков, сколько он пожелает. Другое дело, что при определенных условиях эти товары теперь будут рассматриваться как приобретенные для коммерческого использования и облагаться соответствующими таможенными платежами.

— Раньше к товарам для личного пользования могли относиться два комплекта автомобильной резины, летний и зимний: то есть 8 новых шин, ввозимых одним человеком в течение календарного года. Что изменилось?

— При ввозе с 1 августа таможня определит для личного пользования только до 4 единиц летних шин либо до 4 единиц зимних шин (либо колес с летними или зимними шинами), а также до 4 дисков. Хочу отметить, что это правило едино для всех, безотносительно к количеству транспортных средств, находящихся в собственности физического лица. Кроме того, условием отнесения автомобильных шин к товарам для личного пользования будет являться документальное подтверждение права собственности на транспортное средство, к которому ввозятся шины (колеса) либо диски.

О том, как определить товар для личного пользования

— Скажите, какими нормами руководствуются таможенные органы, определяя товары для личного пользования?

— Инспектора таможни исходят из заявления физического лица о перемещаемых товарах, характера и количества товаров, частоты пересечения физического лица через таможенную границу и (или) перемещения им товаров. Эта процедура осуществляется в соответствии со статьей 3 Соглашения с применением системы управления рисками. В свою очередь, вопросы применения системы управления рисками регулируются локальным нормативным правовым актом ГТК, который является закрытым документом и используется только для служебных целей. Он содержит четко сформированные критерии и индикаторы рисков возможного нарушения таможенного законодательства, а также разграничение полномочий должностных лиц таможни по принятию соответствующих решений. Как правило, при формировании индикаторов риска учитывается не один, а несколько факторов.

— Но если документ закрытый, то как люди, часто пересекающие границу, смогут узнать, будут ли отнесены ввозимые ими товары к товарам для личного пользования?

— Для этого на сайте Государственного таможенного комитета размещены Методические рекомендации по определению предназначения и стоимости товаров, перемещаемых физическими лицами. Из них не делается секрета, каждый может ознакомиться. Эти рекомендации содержат отдельные подходы и критерии, применяемые таможенными органами при отнесении (не отнесении) товаров к товарам для личного пользования.

О новациях в законодательстве

— Александр Францевич, 21 июля был подписан указ президента №360 «О перемещении через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь товаров для личного пользования». Какие нормы им предусмотрены?

— Недавно был принят закон «О таможенном регулировании в Республике Беларусь». Им установлено, что особенности ввоза и вывоза товаров для личного пользования — в том случае, если международными договорами государств — членов Таможенного союза эти вопросы отнесены к компетенции самих государств — определяются президентом Беларуси. Так вот указ, который вступает в силу с 25 октября 2014 года, как раз устанавливает такие особенности, а также устраняет пробелы в правоотношениях, не урегулированных Таможенным кодексом Таможенного союза.

— Сейчас особую популярность приобрела практика покупки за границей товаров, которые заказываются через интернет и доставляются в Беларусь почтой. Предусматривает ли указ какие-либо изменения в этой области?

— Да. Например, увеличена стоимостная норма беспошлинного ввоза товаров, доставляемых по почте в течение одного календарного месяца, со 120 евро до 200 евро.

— Чем вызвано такое решение?

— Тут несколько факторов. Во-первых, необходимо создать равные условия для физических лиц и иных участников международной торговли (организаций и индивидуальных предпринимателей), для которых Таможенным кодексом Таможенного союза предусмотрена возможность беспошлинного ввоза товаров на сумму до 200 евро. Во-вторых, следует унифицировать подходы к ввозу товаров на территорию Таможенного союза, так как в Российской Федерации сейчас рассматривается предложение о снижении нормы беспошлинного ввоза в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, до 150—200 евро.

— Предусматривает ли указ увеличение нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, ввозимых на территорию страны другими способами?

— Установлена значительно более высокая норма беспошлинного ввоза товаров, доставляемых в адрес физических лиц перевозчиками: она увеличивается в стоимостном выражении с 10 до 200 евро. Однако необходимо учитывать, что, как и для почтовых отправлений, она распространяется на товары, ввозимые в течение календарного месяца и весом в совокупности не более 31 кг. Также следует обратить внимание, что к товарам, доставляемым перевозчиком, относятся и так называемые экспресс-грузы (товары, перевозимые путем скоростной перевозки в соответствии с индивидуальными накладными), которые ввозятся в Беларусь экспресс-перевозчиками. К ним относятся такие известные компании, как DHL, FedEx, TNT, UPS и т. д.

— С чем связано это нововведение?

— С тем, что доставка товаров по почте или экспресс-перевозчиками для граждан, по своей сути, имеет очень много общих черт. Таким образом, эта норма создает равные условия при ввозе товаров независимо от способа их доставки получателям и обусловлена интенсивным развитием интернет-торговли.

— Какие еще новации предусматривает указ? Например, что предполагается сделать для ускорения прохождения гражданами таможенного контроля?

— Исключить двойной контроль вещей, которые перевозятся через границу. Указом предусмотрено, что служба авиационной безопасности международных аэропортов Беларуси информирует таможенные органы о выявлении в сопровождаемом багаже физических лиц товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, а также товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничения, установленные таможенным законодательством. Дело в том, что служба авиабезопасности оснащена оборудованием, позволяющим выявить товары, спрятанные в том числе в одежде физического лица. Своевременное получение информации о таких товарах позволит предотвратить совершение правонарушения, а также сократить количество неэффективных операций таможенного контроля, в том числе его исключительной формы — личного таможенного досмотра.