Отдых по-белорусски. Репортаж с берегов Вилейского водохранилища, куда пробивается цивилизация

 
18 июля 2014 в 8:20
Автор: Артур Боровой. Фото: Максим Малиновский
Автор: Артур Боровой. Фото: Максим Малиновский

«Сейчас я покажу тебе, где здесь озеро», — гундосит мужик без майки, потрясывая животом. Рядом его пьяные друзья. Потрепанная дама недобро смотрит на фотоаппарат. Из «Жигулей» воет «Сектор газа», и тут мы понимаем: надо удирать. Из чудесного урочища «Дубовка», что рядом с Вилейкой, от безбашенной компании, подальше от хаоса и необустроенности — к цивилизации. Об отдыхе на берегах крупнейшего искусственного водоема страны — Вилейского водохранилища, о сервисе, первом кемпинге и «ляшке хохла» читайте в нашем пятничном фоторепортаже.

Вилейское водохранилище начали строить в 1968 году. Сейчас оно обеспечивает питьевой водой несколько районов Минска. Здесь сложная система гидротехнических сооружений, 135 километров береговой линии и прекрасная природа. Летом и в будни, и в выходные «на Вилейку» приезжают тысячи минчан. Заезжая в зоны отдыха, разбросанные вдоль водохранилища, граждане пытаются не посадить на брюхо автомобили. Люди везут с собой палатки, котелки, мангалы, мясо, а также дурные манеры — мусорить и гадить там, где спят и едят.

Вилейские пляжи и пляжики предназначены для отдыха сурового, первобытного. Так было 30 лет назад, и даже год тому так было. Но в 2013-м за местный отдых решил взяться исполком. Что у него получилось?

— Сейчас я покажу тебе, где здесь озеро! — пьяный вилейский детюк, видно, об этом не в курсе.

А вот приличные жители Вилейки советуют искать хорошие места вдоль дороги на деревню Сосенка. Едем.

Первый пляж — машины паркуются прямо у трассы. Человек сорок лежат на песке, кто-то купается в теплой воде. Хорошо!

— Из Логойска сюда с семьей езжу, — рассказывает владелец старой Audi Михаил Антоныч. — Рыбалка хорошая, а больше мне и не надо ничего.

Нам — надо. Хотя бы бутылку воды купить. Поэтому едем дальше. Неподалеку от Сосенки еще один необозначенный съезд. Вперед! В поле, потом в прилесок, по кочкам и яминам. У береговой линии десяток машин. Даже Mazda с питерскими номерами доковыляла. Шумно, весело, кто-то играет в волейбол. Единственная мусорка забита под завязку. В кустах груда пластиковых бутылок.

— Снимите наших девушек для журнала «Зорька»! — шутят мужики.

За весельем внимательно наблюдает Лукаш Ануфриевич Супранович, скончавшийся в 1965 году. Его могила прямо у дорожки, по которой идут к воде люди. Места на этом пляже немного, и палатки все ближе прижимаются к старому кладбищу, грозясь вскоре подвинуть кресты.

Ассоциации с кладбищем сервиса у нас возникают непроизвольно.

В Сосенке единственное в округе место (Вилейку не считаем), где можно вкусно поесть. Что характерно, открыли его не белорусы, а гражданка Украины. Кафе «Украинский дворик» (здесь же и мини-гостиница с люксом за 400 тыс.) оформлено в традиционном стиле. Подают борщ с пампушками, «ляшку хохла», салат «Что казаку перепало» и другие оригинальные блюда. Повар не халтурит, цены почти как в столице. Место, рассказывают нам местные, пользуется большой популярностью.

А мы все ищем тот идеальный, цивилизованный пляж-мечту. Вот пенсионеры с детьми купаются в канаве, тут же мама с грудным ребенком.

— Объехали 20 километров вдоль дамбы, ничего нет! — грустно говорят люди.

Стихийных мест отдыха на водохранилище немало. Мало-мальски цивилизованных нет. Было бы чему удивляться! Удивить могут те, кто болотце пытается зачем-то всколыхнуть.

* * *

В июне на водохранилище открылся первый платный кемпинг «Клевое место». Проехав Илью, можно увидеть соответствующий указатель, ведущий в лес. Через несколько километров медленной езды по тропинкам утыкаемся в шлагбаум. Все: отсюда начинается цивилизованный отдых.

Сергей Копылов, замдиректора компании, которая построила кемпинг, рассказывает об идее и планах:

— В этом месте я раньше регулярно отдыхал. Ездил на турслеты. Бывая за границей, смотрел, как организовано у них. В Латвии с кемпингами все хорошо. В Польше на Мазурских озерах их больше ста. А на Вилейском водохранилище ничего! Только комплекс «Надежда», но у них отдых больше детский и корпоративный. Идея возникла прошлым летом, а зимой приступили к реализации. В исполкоме пошли навстречу, но дело все равно затянулось. Минприроды, Минлесхоз, отвод земли — со всеми надо согласовать, всех надо сюда привезти, ты же не застанешь всех чиновников в одно время. В итоге разрешение мы получили в мае. Землю взяли в аренду на 5 лет. Больше не дали, хотя устно пообещали, что продлят до 15. Нам ведь важна определенность — как, впрочем, и любому бизнесу.

В кемпинге установили несколько десятков беседок, мангалы, биотуалеты, большой шатер. Подсыпали лесную дорогу. Заготовили дров. Зарегистрировались на европейском кемпинговом портале. Всего, по словам Сергея, вложили около 15—20 тыс. у. е. Строительные работы продолжаются.

— Разговаривал с поляками — срок окупаемости такого проекта — 3—4 года, — продолжает он. — Мы за месяц работы зарплату сотрудников уже «отбили». Вообще, на беседках и палатках никогда не заработаешь, поэтому сейчас мы строим домики. Легкой конструкции, из дерева. Многие звонят, спрашивают, есть ли они у нас, на земле спать готов не каждый. На водохранилище много рыбаков, и зимой, думаю, они с радостью отдадут $10 за ночлег в отапливаемой комнате.

Сейчас место в кемпинге обойдется в 35 000 рублей (в сумму, говорит Сергей, входит пользование дровами, биотуалетом и волейбольной площадкой). Стоянка машины — 30 000 в сутки. Беседку предлагают арендовать за 100 000 в день. Есть походная баня. Еды пока нет, что печально. Собеседник повторяет то, что мы слышали уже сотню раз: с общепитом в Беларуси связываться себе дороже.

— Прикинули и решили: пока можем организовать лишь кейтеринг, — продолжает предприниматель. — Тот же шашлык пожарить — это уже совершенно другое направление деятельности. Санстанция, лицензии, согласования, море хлопот. Может быть, потом. Рядом Молодечно и Вилейка, договоримся, чтобы была выездная торговля. Что еще в планах? Купили лодки, но пока не зарегистрировали. Кто ж знал, что инспекция работает только по вторникам и четвергам. Есть два велосипеда. Пока, правда, никто их не просил. Планируем проводить корпоративы, уже есть интерес. Правда, пока не знаю, как это все организовывать правильно. Поеду узнавать в исполком, в МЧС. Надо ли, чтобы дежурили пожарные, скорая? На самом деле, это проблема — как работать в туризме, как все оформлять, не знают даже специалисты в исполкоме.

После того как кемпинг открылся, появились недовольные. Мол, что это за красавец решил приватизировать государственный лес? Чуть дальше от «Клевого места» есть местечко под условным названием «Высокий берег». Там тесновато, грязновато, но местный рыбак заявляет нам уверенно: «Платить коммерсанту за красивые глаза я не собираюсь из принципа».

— К негативу вы были готовы? — спрашиваем у Сергея.

— У меня были разговоры с рыбаками. Один говорил: «Мне ни ваши дрова, ни ваш туалет не нужны. За что тогда платить?» Я ему ответил: за тишину. У нас большая территория, вытянута вдоль берега на полтора километра. Есть тихая зона, а есть поляна для корпоративов. Друг от друга они далеко. Есть охрана. Главное, здесь не будет гоп-компаний, а пьяные не будут скакать по берегу. Для семей с детьми это особо важно. Рыбак согласился: тишина — это важно.

— Зачем вам вообще все это надо? Ведь доказано, что на туризме в Беларуси заработать нереально.

— Я много разговаривал на эту тему с друзьями-бизнесменами. «Какие домики? Какой туризм?— говорили они. — Поставил СТО — и будет тебе счастье!» Думаю все же, что и туризм может быть прибыльным. Мало ведь кто пытается этим заниматься серьезно. И кемпингов со временем станет больше, как иначе. И народ обязательно созреет.

В отделе экономики Вилейского райисполкома с бизнесменом солидарны: цивилизация на водохранилище проникать должна. Начальник отдела, правда, невесел: кроме «Клевого места», в округе реализуют всего один туристический проект — минская фирма строит комплекс «Кветки-Яблони». Два — это больше чем ноль, но все же чрезвычайно мало для столь живописных территорий.

С палаткой и рюкзаком, с тушенкой, водкой и котелком, с туалетом под кустом — пока вокруг главного белорусского искусственного водоема все по старинке. Что самое любопытное: тех, кого этот дикий отдых категорически не устраивает, мы не нашли. Так может, ну ее, эту цивилизацию? Может, у нас и правда свой туристический путь, от европейских путей отличный?

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by