Минчанина в спортивных штанах выгнали из пивного ресторана «Друзья», сославшись на дресс-код, — посетитель вызвал милицию

 
26 июня 2014 в 15:00
Автор: Артур Боровой
Автор: Артур Боровой

Читатели продолжают рассказывать нам о перегибах на местах, связанных с дресс-кодом. Различные заведения столицы вдруг посчитали себя европейскими и напридумывали непонятных правил. Можно, наверное, понять, если в «Фальконе» человека в сланцах попросят сменить обувь, но что за «код» в пивной? Над этим вопросом ломает голову минчанин Игорь, который вчера заглянул в недавно открывшийся на улице Кульман ресторан «Друзья».

— Мне 22 года, я спортсмен, веду здоровый образ жизни, — начинает он рассказ. — Вчера мой друг вернулся из Германии и предложил сходить в ресторан-пивоварню «Друзья». Мол, там посадка до 300 человек, приятные цены, показывают футбол. А главное, варят свое пиво и даже эль! В общем, все как в Европе.

Пиво я не люблю, а вот эль захотелось попробовать. Сразу после тренировки я, мой друг и его девушка договорились встретиться у входа в данное заведение. Ресторан порадовал внешне, с оформлением тоже вроде не промахнулись. На входе стенд с расписанием футбольных игр. В зале много людей в майках и кроссовках, некоторые с шарфами команд. Многие одеты по-домашнему — зашли после работы на пивко.

Нас встретила хостес и заявила, что у них нет мест. Среда, 17:00, и нет ни одного места? Да ладно! Мы сказали, что нас устроит и барная стойка. Девушка провела на второй этаж и убежала. Потом вернулась, сказала, что нашла столик. И тут окинула меня взглядом: «Ой, а вы же в спортивных штанах!» Дескать, вечером у них дресс-код «элеганс», а я не подхожу.

В такой одежде в белорусский пивной ресторан приходить нельзя...

Я свои права знаю хорошо, у меня много знакомых, которые работают в минских барах и кафе. Поясняю: если есть дресс-код, он должен быть един для всех. Прописывать его необходимо на входе, обязан быть человек, который занимается фейсконтролем. Ничего слушать дамочка не захотела. Сказала: «До свидания, обслуживать не будем».

Стал у нее спрашивать: а с какого часа дресс-код работает? Обязаны ли джентльмены приходить в смокингах, а дамы в платьях в пол? «Элеганс» все-таки. В разговор включилась вторая хостес. Сказала, что они работают в «тестовом режиме», о чем есть табличка на входе. Сходил, посмотрел — нет ничего!

Пока мы ожидали старшего менеджера, мимо нас прошли люди в кроссовках, шарфах, протоптанных джинсах. Пьяные в стельку ребята вышли покурить. Вот какие гости там были. Я же, как спортсмен, одет в стиле «спорт кэжуал», если так это можно назвать. И меня не пускают?

Спустилась менеджер. Сказала, что хостес все сделала правильно, что в обслуживании мне отказывают. Я напомнил, что мы находимся в точке общественного питания, где отказ от предоставления обслуживания без объяснения причин является злостным нарушением прав потребителя. Говорил спокойно и адекватно, не грубил. В ответ услышал: «До свидания, надеюсь, что больше вас не встречу». А как же закон «1 к 4»: что один недовольный гость расскажет об этом четверым своим приятелям? На имидж им все равно?

Тогда я решил, что нужно вызвать милицию, чтобы они помогли защитить мне мои права. Наряд прибыл. Милиционер не представился. Сказал мне: «Вы что, не знаете, что заведение вправе отказать в обслуживании из-за дресс-кода?» То есть законов тоже не знал. При этом начал повышать на меня голос. Тут подошел еще один милиционер, званием повыше, заставил-таки первого представиться.

Второй сотрудник вел себя адекватно: посоветовал взять книгу жалоб и предложений, о чем я на эмоциях забыл. Я его поблагодарил. Так и сделал — попросил книгу. При этом даже стул в ресторане давать не хотели. Запись я в итоге оставил.

Такая неприятная история. Прокомментировать инцидент мы попросили сотрудников ресторана.

— Пока мы работаем в тестовом режиме, наши правила только формируются, — рассказала старший менеджер Инна. — Видим, что некоторые гости остаются недовольны, когда рядом сидят посетители в спортивной одежде. Некоторые приходят на день рождения, с цветами, им такое соседство не нравится. Поэтому приняли решение ввести дресс-код. В кроссовках приходить можно, но пускай к кроссовкам будут джинсы. Для мужчин — никаких голых пальцев, сланцев.

Что касается этой истории. Молодой человек, видно, грамотный, начитанный и слова мне не дал сказать. Он вел себя агрессивно и по отношению к нам, и к милиции, которую вызвал. Давно не сталкивалась с таким потребителем. На прощание он нам сказал, что через неделю придет в костюме и всех «построит». Как бы вы реагировали на такое?

— Но вы ведь приглашаете людей в том числе попить пиво, посмотреть футбол. Зачем такие строгости с одеждой? Жалуются и другие посетители: одного не пустили к вам в шортах…

— Пока мы ищем золотую середину. Когда заработаем полноценно, когда появится свой сайт, все правила будут там прописаны конкретно.

Компетентно

Адвокат Сергей Зикрацкий:

— Обслуживание в предприятиях общественного питания осуществляется на основании публичного договора, в соответствии с которым точка общепита обязана обслуживать любого потребителя, который к ней обратится. При этом условия оказания услуг должны быть одинаковыми для всех потребителей.

Ни закон «О торговле», ни вступающий в силу с 22 июля закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», ни Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания не содержат требований к внешнему виду посетителей мест общественного питания.

Предприятия общественного питания вправе вводить свои требования к внешнему виду посетителей, но такие требования, во-первых, должны быть утверждены в установленном порядке и доступны для ознакомления всем посетителям, во-вторых, не должны носить дискриминационный характер, в-третьих, должны одинаково применяться в отношении всех посетителей.

Если описанная ситуация развивалась именно так, как ее рассказывает герой публикации, то нарушение со стороны ресторана очевидно: никаких утвержденных правил, по всей видимости, не было, а если и были, то посетителя с ними не ознакомили. Возможно, имел место и дискриминационный характер обслуживания со стороны ресторана: одних посетителей обслуживали, а других посетителей с аналогичным внешним видом — нет.