Скоро лето, белорусы массово поедут на отдых за границу — в Литву и Польшу точно. На границе всякое случается, можно нарваться на крупный штраф. Пользователь нашего форума Без_ника решил в порядке ликбеза поделиться с читателями своей историей. К границе с Польшей он подъехал с просроченной «зеленой картой», заплатил за это нарушение большие деньги, но сумел их вернуть.
— Планируя любую более-менее значимую поездку, я всегда стараюсь уделять внимание всем бумажным вопросам еще до выезда из Беларуси, — рассказывает читатель. — Так было и в этот раз. Подготовил паспорта, визы, автостраховку на 15 суток, медстраховку участникам поездки, прикинул маршруты, зарезервировал жилье на 10 суток. Мы быстро и благополучно добрались до места, отдохнули, настало время собираться домой. Мне было пора на работу, а жена и дети собирались продолжить отдых в другой стране, небольшая загвоздка вышла с авиабилетами до следующего места назначения, их вылет получился на два дня позже запланированного.
Но это не беда — пара лишних дней на море еще никому не повредили. За день до выезда я просмотрел все документы и обнаружил, что моя «зеленая карта» заканчивается завтра, а до границ Беларуси сутки ходу без отдыха. Почитав форумы и отчеты о поездках на предмет возможных проблем с просроченной страховкой, я не нашел ничего вразумительного. Были неточные сведения от «поляки пропустят и так» до «заплатишь сотню злотых штрафа». На всякий случай позвонил агенту, попросил оформить «зеленку» еще на 15 дней.
— Обратный путь до белорусско-польской границы занял минимум времени, но в Бяла-Подляске захотелось чего-нибудь прикупить, в итоге к пункту пропуска подъехал ближе к обеду с уже просроченным полисом, — продолжает читатель. — Польский страж границы первым делом попросил страховку и с довольным видом сообщил, что я должен польскому государству 3200 злотых. На мой резонный вопрос, с чего этот вдруг возникла такая задолженность, он пояснил, что с января 2013 года польское правительство значительно увеличило штрафы за отсутствие действующей страховки, и показал соответствующую бумагу. На вопрос о возможности ее оформления на месте (100 злотых) сказал, что это не избавит меня от штрафа, а для выезда с территории Польши мне все равно надо идти и оформлять ее.
Пограничник рассказал о двух возможных вариантах развития событий: если есть деньги — оформление польской страховки, оплата штрафа и выезд в Беларусь, если денег нет — вызов полиции из Бяла-Подляски, помещение авто на штрафстоянку, возвращение в Беларусь за деньгами, оплата страховки, штрафа, услуг штрафстоянки. Вариант прислать из Минска на факс или «электронку» копию нового полиса его не устроил — все должно быть в оригинале.
— Тем временем меня попросили переместиться из общей очереди на отдельную парковку и выбрать устраивающий меня вариант расчета. Исследования кошелька показали наличие в нем 400—500 евро, чего явно было недостаточно польской стороне. Позвонил знакомым, находившимся в Польше, которые в конечном итоге привезли мне недостающую сумму, за что им огромное спасибо.
В итоге белорус потерял 11 часов, 3300 злотых (чуть больше $1000), после чего попал на родину. Но деньги решил вернуть.
— Приехав домой, я внимательно изучил все полученные от польских чиновников бумажки и на обратной стороне штрафной квитанции обнаружил приписку, что уплаченные средства могут быть возвращены при наличии действующего на момент штрафа страхового полиса. А он-то как раз у меня и был. Вся проблема была в необходимости личного обращения в польский фонд страхового обеспечения — Ubezpieczeniowy Fundusz Gwarancyjny в Варшаве, поскольку все попытки установить с ними связь по телефону и «электронке» провалились. Случай подвернулся через несколько недель, когда мое семейство возвращалось домой и надо было ехать встречать их, между делом заехал в Варшаву, в упомянутый выше фонд.
Приехав туда, ожидал встретить примерно такое же обращение, с которым сталкиваются наши сограждане на границе со стороны поляков (ну и в меньшей мере наших таможенников-пограничников). Однако на деле все вышло очень и очень оперативно и вежливо. Проведя в офисе не более 20 минут, изложил суть своей проблемы, оставил все необходимые документы, контактные данные и стал ждать.
Через пару месяцев из фонда пришло уведомление, что деньги готовы, их можно забрать. Наш читатель снова съездил в Варшаву.
— Как обычно, визит в офис не занял и 20 минут, после чего сотрудник фонда любезно проводил меня до банка и помог там со всеми формальностями. Вот и все, всем удачных поездок этим летом! Быть может, мой опыт пригодится тем, кто также по разным причинам подъезжает к границе с просроченной страховкой.