Клиенты обвиняют «МТБанк» в работе «по понятиям», банк отвечает обвинениями в жульничестве

 
24 366
03 апреля 2014 в 18:18
Автор: Александр Владыко
Автор: Александр Владыко

На форуме Onliner.by разгорается история, причина обострения которой — один короткий февральский месяц. Клиент банка положил круглую сумму на счет 28 февраля. На следующий день снял. Фактически деньги лежали меньше суток. Формально клиент рассчитывал на проценты по итогам 6-ти дней (28 и виртуальные 29, 30 февраля, идущие следом выходные (вот уж с годом повезло!) и 3-е число, когда деньги документально еще оставались на счете).

Дело в том, что «МТБанк» — один из тех, кто работает по формуле 360/30. То есть у него в любом месяце — 30 дней. Если дней больше (как в марте), то один дополнительный день банк пользуется деньгами клиентов. Но в феврале дней меньше, поэтому процентами банка хотят воспользоваться некоторые клиенты. Банку это не нравится, хотя ничего противозаконного в таком способе работы со счетом нет, по крайней мере согласно договору.

На форуме появился скан выписки по счету.

27 февраля пользователь кладет на счет 120 млн рублей.  Важно, что по карточным счетам учет процентов ведется на утро следующего дня, т.е. проценты с положенных денег 27-го начинают считаться с остатка на утро 28-го. 1 марта клиент деньги снимает, но операция датируется 3-м числом.

— 4 марта на мой счет поступают 430 тысяч рублей — это проценты за 28—30 февраля, — рассказывает Frog_. — Хотя по договору проценты должны были быть получены 28 февраля (в последний рабочий день месяца). Но в связи с внутренними решениями банк решил затормозить расчет, чтобы проверить начисления. После моих заявлений, банк все же выплатил мне проценты.

В конце месяца пользователя ждал еще один неприятный сюрприз:

— 31 марта я получил стандартную выписку счета за март. Очевидно, что банк зачел только один день нахождения там денег вместо трех. Документально деньги на счету находились до 3 марта включительно. Поэтому банк должен не 142 тысячи, а в три раза больше. А есть же еще пеня за неправильно начисленные проценты, о которой банк предпочитает умалчивать.

«МТБанк» ответил на эти обвинения следующим образом:

«В  связи с тем, что ряд клиентов периодически пытается совершать операции по счетам с использованием банковских платежных карточек/приходно-расходных ордеров, преднамеренно эксплуатируя технологические особенности обработки подобных операций в международных платежных системах/учетных системах банков, что в конечном итоге ведет к получению клиентами искусственно завышенной суммы процентного дохода по уже фактически использованным остаткам средств, а также с учетом рекомендаций, изложенных в письме Национального банка Республики Беларусь „О манипуляциях с денежными средствами на карт-счетах“ №03/11-40 от 25.04.2012, было принято решение Правления №22.

На основании данного решения Банк применил и будет применять особый порядок начисления процентов по отдельным немногочисленным клиентам, которые систематически завышают остатки денежных средств на своих счетах, проводя однотипные операции, имеющие фиктивный характер.

В решении Правления Банка №22 также говорится о том, что Банком на постоянной основе будет проводиться мониторинг операций клиентов с целью выявления операций, совершаемых клиентами с учетом технологических особенностей обработки учетной системой банка и направленных на получение клиентами завышенного дохода; о разрешении уполномоченным должностным лицам принятия решений о корректировке сумм процентных доходов, а также иных корректировок, связанных с противодействием получению клиентами завышенных доходов по операциям; и о дальнейшей проработке возможности недопущения совершения клиентами операций, ведущих к получению завышенного дохода, на техническом (программном) уровне.

Данная мера никоим образом не затрагивает подавляющее большинство добросовестных клиентов (по данным марта — более 99,9% от общего числа обладателей карт ЗАО «МТБанк»), чьи операции не преследуют цель искусственного мультиплицирования остатков.

МТБанк искренне рассчитывает, что клиенты, в отношении которых системой мониторинга была применена данная мера, закроют счета в банке».

Нельзя сказать, что аудиторию банка удовлетворил этот ответ. Это видно на страницах форума. Onliner.by получил письмо еще от одного клиента — Алексея А. (читатель попросил изменить его имя). Ответ банка он считает не совсем адекватным:

— Такой наглости не позволяет ни один из банков. Типа, как хочу, так и плачу. Причем не первый раз. Постоянно ругаюсь с банком по неверно начисленным процентам, причем после общения с банком мне всегда начисляют проценты согласно моим расчетам, а не их.

Frog_ говорит, что читал это письмо Нацбанка, на которое ссылается коммерческий банк:

— Это внутренний документ, который касается только банков. То же самое и об их Постановлении №22. Этот документ нигде не был «засвечен», и не вижу, каким образом может касаться пользователей банка, если их даже не ставят в известность заранее. У банка вообще сложилась практика — сначала поменять правила, а потом рассказать об этом своим клиентам.

Когда в месяце 31 день, банки не возмущаются. А тут, представьте, менее 0,1% недобросовестных клиентов, можно подумать, ставят банк на грань разорения.

Я не чувствую за собой никакой моральной вины. Это их правила, я по ним и действовал. Никакой системы в этом тоже нет, потому что конец февраля, граничащий с выходными, выпадает очень редко. И главное, сберегательный счет предназначен для зарабатывания денег, разве нет?