«Спасти планету и свое здоровье»: известный белорусский промоутер рассказывает о том, почему отказался от мяса

 
26 марта 2014 в 8:30
Автор: Артур Боровой. Фото: Влад Борисевич
Автор: Артур Боровой. Фото: Влад Борисевич

Наш собеседник Николай Серов является совладельцем агентства «Бульвар», которое организует VIP-свадьбы, концерты, корпоративы, управляет кафе и ночными клубами. Николай работал арт-директором в клубах Bronx и Dozari, ресторане-караоке «Dругое место», долгое время возглавлял международную общественную организацию «Белгринпис». Ему 33 года, уже более 5 лет он вегетарианец. Наш разговор — о жизни без мяса, моде, экологии, личном и общественном.

«Пельмени — еда для собак»

— Первый раз я попытался отказаться от мяса лет в 25—26, — начинает разговор Николай. — В то время часто ел пельмени. Моя подружка как-то сказала: «Так это же еда для собак!» И меня задело. Но тогда период вегетарианства длился недолго. «Бросил» я чуть позже. Это было взвешенное сознательное решение.

Всегда должен быть тот, кто направит тебя на новый путь. Когда я был в гостях в Москве, случайно увидел по ТВ интервью музыканта Алексея Мартынова, известного сыроеда и защитника животных. На протяжении 40 минут он подробно рассказывал о том, почему стоит отказаться от мяса, в чем смысл вегетарианства. Его слова стали для меня катализатором.

Когда начинаешь новый путь, неизбежно происходят и другие изменения: отказ от покупки определенных вещей, кожи и меха, от бытовой химии, косметической продукции, которую тестируют на животных. Одно за одно цепляется — и вот твоя жизнь уже другая. Она изменилась.

Быстро меняется и реакция окружающих людей. Сначала все смеялись, ведь власть стереотипов в нашем обществе чрезвычайно сильна. Сказывается и недостаток информации. Редкий человек интересуется физиологией, составом продуктов, которые употребляет в пищу каждый день. Только в последнее время ситуация начала меняться, в том числе благодаря появлению таких фильмов, как Home, «Корпорация еда». Их советую посмотреть всем. А после просмотра картины «Земляне» от мяса отказываются даже самые отпетые мясоеды.

Пять лет без насморка и простуд

— У вегетарианства есть три составляющие. Первая — медицинская. Элементарные вещи, которые должен знать каждый: в мясе содержатся антибиотики и гормоны. Они нарушают работу иммунной системы человека. От этого все простудные, то есть вирусные и прочие заболевания. Когда перестаешь есть мясо, все исчезает. Я испытал это на себе. Страдал хроническим тонзиллитом с детства, болел по десять раз в год. И вот пять лет никаких болезней! Сейчас весь мир страдает от эпидемии рака. А мясо (животные белки) создает питательную среду для рака.

Когда отказываешься от одного, организм начинает сам тянуться к другому. К витаминам, фруктам, овощам. Рацион постепенно становится здоровым, сбалансированным. Можно отлично жить и без молока, яиц, сметаны, других продуктов, которые кажутся незаменимыми.

Что я ем? Минимально — рыбу. Ей в наших условиях сложно найти альтернативу. Но это вопрос времени. Вот сейчас появляются какие-то магазины с соевыми продуктами. Еще один миф — в том, что аминокислоты, содержащиеся в мясе, уникальны и незаменимы. На самом деле они присутствуют и в рыбе, и в бобовых, и в орехах. Можно открыть «Википедию», там все расписано досконально.

— Что вы обычно заказываете в кафе?

— Супы не на мясном бульоне — крем-суп, грибной и так далее. Рыбу, просто овощи, салаты. Выбор громадный. Не возникает чувства, что ты себя в чем-то ущемляешь.

— И даже запах стейка на гриле не вызывает у вас никаких эмоций?

— Абсолютно. Наоборот, с годами приходит чувство отвращения. На самом деле, повторю еще раз, вегетарианец — это не какой-то там затворник, живущий на хлебе и воде. Да, есть ограничения по одежде, я не ношу кожу и мех, но сейчас очень много известных и дорогих брендов предлагают альтернативу. То же самое с парфюмами, моющими средствами и так далее.

Отказ от мяса — шаг к спасению планеты

— Вторая составляющая вегетарианства — экологическая. Я занимался и занимаюсь экологией, был президентом организации «Белгринпис». Сейчас пытаюсь менять сознание людей, хотя бы друзей и знакомых, на личном примере.

Если говорить грубо и упрощенно, то в мире 70% сельскохозяйственных земель заняты под культуры, необходимые для кормления коров и свиней. При этом на планете миллиард людей голодает, а каждые 3 секунды от голода умирает один человек. А ведь вместо одной коровы можно получить из выращенных растений в десять раз больше питательных веществ.

Под сельскохозяйственные земли уничтожаются леса — ареалы обитания флоры и фауны. Исчезают огромные пищевые цепи, что опасно само по себе, так как ведет к нарушению баланса в биосфере и к полному исчезновению жизненно важных для человека биологических видов, например пчел.

Уничтожение лесов — это и парниковый эффект, медленно убивающий нас. На данный момент 1,5 млрд коров на Земле формируют 20% всех выбросов СO2. Борьба с парниковым эффектом может идти совсем другим способом, нежели продажа квот…

Или такой факт. Для выращивания 1 килограмма мяса используется 12 000 литров воды. В мире исчезают пресные источники, каждые 9 секунд кто-то умирает от отсутствия воды.

Многочисленные животноводческие фермы в колоссальных масштабах портят экологию. Фекальные загрязнения, моча от свинарников-коровников — все это попадает в почву, в воду. Если резюмировать, то ученые подсчитали: один человек, отказавшийся от мяса, в год спасает 90 животных и 0,5 гектара леса.

Наконец, третий момент — этический. Установлено, что у животных точно такая же нервная система, как и у нас. Они испытывают такую же боль, такие же страдания, как и люди. Вопрос в том, что информация эта по большей части закрытая, засекреченная, ее оберегают и государство, и корпорации. Многие девушки, знаю, думают, что шубы выращивают чуть ли не в пробирках. Но достаточно показать им, как все происходит на самом деле, чтобы желание приобретать такой товар пропало навсегда.

— Если вы реалист, то должны признать: в масштабе человечества массовый переход на вегетарианство не случится никогда. Это удел единиц, в Беларуси тем более. Что нам судьба планеты?..

— Вы сейчас озвучили еще один миф. Речь не о единицах. Ежегодно от употребления мяса отказываются миллионы. Среди моих знакомых были многие, кто говорил: «Я никогда не откажусь от шашлыка». Но впоследствии и они становились вегетарианцами! Если говорить о моем круге общения, то около полусотни человек уже не едят мясные продукты. На самом деле все очень легко. Надо просто принять решение и выполнять его.

Если же вас не интересуют проблемы планеты, этика и прочее, просто подумайте про свое здоровье. Вы его гробите, покупая свинину и говядину.

Не есть мясо — это хипстерство?

— Есть мнение, что в Беларуси быть вегетарианцем теперь модно, особенно в кругах обеспеченных бизнесменов… Что-то вроде хипстерской привычки.

— Это известный факт — в первую очередь о своем здоровье задумываются люди с достатком выше среднего. Но среди моих знакомых не едят мясо не только богатые люди, но и студенты, обычные работяги, у которых средняя зарплата. Что касается моды… Если называть модой заботу о своем здоровье, то да, можно сказать и так.

Когда говорят о моде, часто имеют в виду, что среди селебрити, медийных персон стало очень много вегетарианцев. Они активно рассказывают о своей позиции в СМИ. Такие известные люди — ретрансляторы действительно могут повлиять на выбор того или иного человека.

— Думаете, если, к примеру, Александр Солодуха прилюдно откажется от мяса, у него будет много последователей?

— Все может быть!

— А государство пропагандой вегетарианства заниматься должно?

— Это невозможно. Производство мяса — государственный бизнес. Как и торговля сигаретами. Да, идет какая-то борьба с табаком, но в то же время табачные фабрики расширяются, а объемы продаж идут в гору.

Следующий шаг — сыроедение

— В моих планах — постепенный отказ от рыбы, а потом и переход к сыроедению. В Беларуси это сделать сложнее, чем в Америке, где я жил некоторое время. Там существуют специализированные сети, рестораны, магазины, нет необходимости колесить по городу в поисках нужного магазинчика или хорошей лавки с овощами на рынке.

— Кстати, почему в редких минских кафе есть вегетарианское меню?

— Это вопрос к их владельцам. Многие из них почему-то считают, что вегетарианцев очень мало и это меню никому не нужно. Глупость! Точно так же у некоторых есть представление, что Wi-Fi нужен лишь студентам, которые придут в заведение, чтобы взять стакан воды и сидеть часами на бесплатном интернете.

— А можете хотя бы прикинуть, сколько в Беларуси вегетарианцев?

— Это будет цифра из воздуха. Подобных исследований не проводилось. Но думаю, что их немало. И количество будет только расти.

— Несмотря на силу традиции?

— А в чем заключается эта традиция? В «ритуале» нарезки колбасы? Так ведь в колбасе мяса практически нет — одна химия.

— Несмотря на то, что в бедных странах вроде нашей вопрос экологии всегда на задворках?

— Знаете, с экологическим инициативами всегда непросто, в них не верят. Давным-давно я занимался проектом по раздельному сбору мусора. Тогда все смеялись, что в Беларуси это невозможно, никогда не заработает.

— А разве заработало?

— Все мои знакомые сортируют мусор в специальные контейнеры. Да, у нас система пока не налажена так, как в Европе. Но она развивается. Через 20 лет все будет функционировать гладко.

Вообще же я убежден: нужно ориентироваться не на тех, кто тихонько деградирует, а на тех, кто впереди. Если вернуться к вегетарианству, то в цивилизованных обществах мех и натуральная кожа уже стали признаком дурного тона. Да, в США чернокожее население, не так давно освободившееся от рабства, еще носит шубы с цепями. Но и это проходит. В Европе в шубах можно встретить только русских. Кстати, был период, когда в западных странах экологические организации действовали жестко. Тех, кто носит мех, обливали краской. Таким образом удалось привлечь внимание к проблеме. Мышление смогли изменить.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by