Репортаж со дна: МЧС и милиция проверили минские квартиры-притоны

 
04 февраля 2014 в 8:30
Автор: Артур Боровой. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Артур Боровой. Фото: Аркадий Соболев

Прокуренная комната без обоев, на койке лежит седой мужик и дымит в потолок, стряхивая пепел на пол. Это Владимир, уважаемый в среде «западных» и «сухаревских» алкоголиков человек. У него философское настроение, он говорит о том, что пьет, курит и радуется жизни в собственной квартире на законных основаниях, так как никому не мешает. Вопрос спорный. Когда-нибудь, уснув на продавленной тахте, Владимир подожжет полдома и сгорит сам. На профилактику подобных ЧП направлена акция «Безопасное соседство», которая проходит сейчас в Беларуси. Вместе с представителями МЧС и МВД корреспонденты Onliner.by посетили несколько проблемных квартир-притонов в столице и посмотрели, как живут люди, сами себя опустившие на дно.

Улица Якубовского. Замызганная «панелька», серый типовой двор. Сотрудники милиции Фрунзенского района стучат в дверь одной из квартир, а нас просят отойти в сторону. Вскоре становится ясно, почему. Из-за двери показывается лысый череп, потом его хозяин с голым торсом. Ведет себя агрессивно.

— Где бумага? По какому разрешению пришли? Кто позвал? — кричит он, а потом переходит на вой. — Убивают, помогите!

Через несколько минут, впрочем, он успокаивается, мы входим внутрь. Милиционеры рассказывают: квартира — проблемная. Здесь живут трое: два брата и сестра. Все судимые. Тот, который нас не впускал, Дмитрий, сидел четыре или пять раз — за кражи. Его старший брат неоднократно бывал в ЛТП, скоро поедет туда снова. Сестра попала в колонию за тяжкие телесные: нанесла побои одному из братьев. Свою квартиру семейка превратила в постоялый двор. Сюда регулярно приходят окрестные алкоголики.

Владимир поднимается с кровати и неохотно отвечает на вопросы журналистов: «Родился здесь и живу. Что хочу, то и делаю. Соседи жалуются? Вранье. На меня никто не жалуется. 65 лет курю — и ничего не случилось. Никаких пожаров». Далее — в том же духе.

Стучим к соседям по лестничной клетке.

— Тяжело жить с ними?

— А вы как думаете? — испуганно отвечает пенсионерка. — Но я ничего говорить не буду.

— Пьют день и ночь! — не выдерживает ее муж. — Почему власть не может таких людей заставить работать?

А вот не может. Милиционеры рассказывают, что сейчас готовят документы в суд. Старшего, вероятно, снова отправят в лечебно-трудовой профилакторий. Младший болен туберкулезом — с ним ничего не сделаешь.

— Занимаемся профилактикой, ходим совместно с представителями ЖЭСа, выносим предписания на запрет собираться в квартире — такая вот работа, — говорят нам.

Старший инспектор Фрунзенского РОЧС Ирина Лукашевич инструктирует граждан на предмет противопожарной безопасности. Говорит, что 95% людей, погибших на пожарах, пострадали от пьянства и курения. Вроде бы слушают, но подействуют ли уговоры?

В коридоре забилась в угол, смотрит на бестолковых людей грустными глазами дворняга. Собаку хочется пожалеть, хозяева ее в жалости не нуждаются. На улицу, на свежий воздух, подальше отсюда...

Следующий адрес — улица Шаранговича. Здесь живет вполне благополучный пенсионер Иван Головчиц. Во время акции, говорят в МЧС, проверяют и одиноко проживающих лиц. Они тоже в группе риска. У Ивана Михайловича все хорошо: пожарные извещатели работают, батарейки старик меняет периодически.

Бывшему военному напоминают, что нужно обязательно отключать электроприборы перед тем, как выйти из дома. Он согласно кивает. Головчиц называет себя закаленным коммунистом, благодарит правоохранительные органы за поддержку.

…Улица Брикета, окраина Минска. Рядом с промышленной зоной — дома-бараки. В одной из квартир разбито окно. Нам туда. Здесь живет женщина с тремя детьми, а также ее родители. Тоже проблемная семья, «на карандаше» у милиции.

Открывает пенсионерка, сразу начинает жаловаться на жизнь.

— Как тут всех досмотришь? Почему Лукашенко не дал дочке квартиру, хотя она на очереди давно стоит?

В квартире вроде бы чисто, но нам рассказывают: пьют здесь все. Приходится периодически наведываться, чтобы нигде не работающая родительница держала себя в руках. Представители МЧС инструктируют детей о том, куда звонить в случае пожара…

А мы уже в соседней квартире. Встречает женщина в спортивном костюме «Адидас», с обручем на голове. Вместе с ней еще одна дама: нервно хихикает, просит, чтобы ее не фотографировали.

Женщина в «Адидасе» — мать, которую лишили детей.

— За что забрали? — спрашиваем у нее.

— Плохо себя вела, — бросает мать и скрывается в комнате.

В центре зала стоит коляска, в которой вместо ребенка — кукла.

В помещении, хлопнув хлипкой дверью, появляются новые гости: двое мужиков, один из которых еле держится на ногах. Второй — Дмитрий Анатольевич, хозяин, отец семейства. Он набрасывает синюю куртку и выражает готовность дать интервью «для телевизора».

— Я освободился две недели назад [на самом деле — осенью прошлого года, уточнили милиционеры после — прим. Onliner.by]. Почему забрали детей, толком сказать не могу, — рассказывает Дмитрий. — Сколько их было? Саша, Владик, Вета, Наташа — четверо.

— Так почему все-таки забрали? Вы же отец, должны знать!

Отец думает, чешет подбородок, потом выдает:

— Потому что наше государство неуважительно относится к матерям. Что с того, что мать не работает или иногда выпьет? Ведь дети ухожены, сыты, одеты. Никого это не волнует, сразу забирают. Разве это справедливо? Но я отец, в марте я их верну.

Милиционеры спрашивают, как он собирается кого-то возвращать, если начинает употреблять уже с утра. Гражданин в ответ сообщает про день рождения друга...

Уже потом мы узнаем: в квартиру, где живут дети, родители регулярно приводили людей асоциального образа жизни. Одну из девочек, совсем маленькую, забирали через инфекционную больницу. Лицо у малышки было в ожоговых пятнах, а состояние крайне плохое.

Рушащиеся семьи, пьянь, рвань, безнадега — не совсем понятно, ради чего все эти люди живут. «Донных» обитателей Минска МВД, МЧС и другие службы будут проверять и дальше. А они продолжат пить. Нальют, как только за инспекторами закроется дверь.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by