Конфликт: люди потеряли тысячи долларов, заказав памятники у минской фирмы

 
12 558
27 января 2014 в 12:00
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Конфликтная история в Минске. Горожане, заказав памятники в частной организации, остались как без памятников, так и без денег. Кто возместит ущерб пострадавшим, неизвестно. Случай описывает газета «СБ».

Минчанка Наталья Кузьменок не так давно похоронила сестру.

— В августе прошлого года мы заключили с ЧУП «Каменотес» договор на изготовление и установку в двухмесячный срок памятника, гранитной ограды, бессера и прочего, — рассказывает она. — Сразу заплатили всю сумму (23 миллиона рублей) и стали ждать. Для нашей семьи это огромные деньги. Но, знаете, хотелось отдать дань уважения умершей.

Наталья показывает эскиз памятника:

— Здесь был бы медальон с фотографией, здесь — надпись. Установленный срок истек, однако фирма с выполнением обязательств не торопилась. Ее директор Евгений Смагин объяснял это нехваткой времени, рабочих рук, задержкой поставок материалов. Потом связь с руководителем предприятия и вовсе оборвалась. Тогда мы под видом новых клиентов попытались выяснить, как обстоят дела на предприятии. И вы представляете, они продолжали принимать заказы! В последний раз в эту контору ходил мой муж и увиденным был, мягко говоря, шокирован. Там собралось человек 50, все ругались, требовали вернуть деньги, расхватывали какие-то плиты.

А потом точка закрылась, и Наталья обратилась в Заводское РУВД. Каково же было ее удивление, когда в кабинете милиционера она встретила «пропавшего» директора ЧУП. Он, как говорит собеседница, заявлял, будто бы его обокрали его же работники.

— Но почему он людей еще месяц дурачил? — сетует Н. Кузьменок. В возбуждении уголовного дела было отказано из-за отсутствия состава преступления. Хотя факт получения предприятием денег от клиентов в милиции под сомнение не ставят. Наталья перебирает бумаги на столе: — Вот отказ из РУВД, вот еще один. Прокуратура потом оба отменила, вернув материалы для дополнительной проверки.

В своей беде Наталья не одинока. Такую липовую заботу фирма оказывала и другим клиентам, принимая заказы в трех местах города: на улицах Бельского, Кульман и на Чижовском рынке. На первый взгляд договор внушал уверенность в качественном выполнении работ. Людей заверяли, что ответственность за неисполнение обязательств ЧУП не понесет только в случае наводнения, пожара, войны и прочего форс-мажора. Но, увы, реальность оказалась другой. В этой же фирме в мае прошлого года заказал памятник и Павел Барский, тоже в итоге оказавшийся в списке пострадавших:

— Я еще легко отделался по сравнению с остальными. Из суммы, выставленной мне за услуги (в эквиваленте около двух с половиной тысяч долларов), потерял где-то долларов 800. Но каких нервов это стоило! Причем рассчитываться настойчиво предлагали именно валютой, что, в общем-то, противоречит законодательству. Это я сейчас понимаю, что не нужно было сразу оплачивать всю сумму. Но когда случается горе, разве думаешь об обмане? В результате мне пришлось за дополнительную плату нанимать другую фирму. А от предыдущей денег как не было, так и нет. Вот и обратился в милицию.

П. Барский говорит, что только за полгода пострадали более 30 клиентов предприятия. Большинство из них в среднем лишились по две тысячи долларов.

— Милиция установила, что большая часть собранных средств в банк фирмой не сдавалась, закупка сырья и выдача зарплат также могли проходить «по-черному», — продолжает Павел. — Выходит, что контора ловко обвела вокруг пальца еще и государство, укрывая от налоговой серьезные суммы. Неужели всего этого недостаточно для привлечения директора к уголовной ответственности?

Трое клиентов компании все же пошли в суд Заводского района, рассказывает помощник судьи Анастасия Гончар:

— Все три иска были удовлетворены. Суммы в пользу потребителей постановили взыскать, а договоры расторгли. Ответчики иски признали.

Анастасия говорит, что пока дела рассматривались в суде, фирма не являлась банкротом. Однако удалось ли судебному исполнителю вернуть людям деньги — вопрос. У них своя правда.

До самого руководителя дозвониться не удалось, побеседовать согласились его бывшие работники.

— Меня вместе с бухгалтером уволили еще в сентябре прошлого года, — рассказывает Ф. — Смагин объявил, что не хочет с нами работать и что у него есть новые инвесторы, которые будут расширять бизнес.

— Правда ли, что люди трудились на предприятии неофициально?

— Ну не знаю... Что до заказов, то при мне они, в принципе, выполнялись. Задержки по договорам, если и были, то всего на неделю или дней на десять. А что происходило потом, не знаю.

Очевидно, что недобросовестных предпринимателей привлечь к ответственности не так-то просто — намерение присвоить чужое еще нужно доказать. А правоохранительным органам явно не хватает рычагов воздействия. Не пора ли с этим что-то делать? Для начала было бы неплохо создать базу, в которой любой желающий сможет осведомиться о надежности, репутации частной организации. Также можно обязать фирмы выполнять определенные заказы без предоплаты. Еще, помнится, когда-то предлагалась интересная идея: принудить злостных должников платить по счетам с помощью введения уголовной ответственности. Подобный подход в нашем случае наверняка был бы полезен... И, может, действительно назрела необходимость в создании единой государственной программы по защите прав потребителей?