Конфликт: мужчина избил соседа в очереди в поликлинике. Пострадавший дошел до суда

 
10 января 2014 в 8:30
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Алексей Матюшков

Ситуация с белорусским здравоохранением такова, что обыденное, казалось бы, дело — попасть на прием к врачу — почти всегда становится сложным, изматывающим испытанием. Участковых не хватает повсюду, а многочасовые очереди в поликлиниках отнюдь не делают нашу жизнь ярче и красочнее. Неудивительно, что градус злости и агрессии в людской толчее просто зашкаливает. Минский SEO-специалист Андрей Антоненко пришел к участковому терапевту, чтобы избавиться от гриппа, а ушел, точнее, уехал в отделение милиции, чтобы написать заявление и снять побои. В конфликте, разгоревшемся в одной из городских поликлиник и закончившемся судом, разбирались корреспонденты Onliner.by.

Андрей Антоненко приходит к зданию суда Первомайского района заранее. Журналистов на встречу он пригласил сам. Сняв кепи, молодой человек коротко и несколько сумбурно рассказывает о том, как оказался на полу в коридоре поликлиники, а незнакомый мужчина из очереди яростно бил его ногами по голове.

— Мужчина налетел на меня у кабинета врача и начал бить. Удар у него поставлен профессионально. Он не хотел драться, а хотел именно бить. И, несмотря на то, что все происходило на глазах сорока человек, обидчик чувствовал себя совершенно безнаказанным… Милиция приехала только через 50 минут. То есть если вас начнут избивать в темном переулке, без свидетелей, у вас нет шансов…

Сняв побои и написав в милицию заявление на своего обидчика, который оказался соседом из дома напротив, Андрей стал ждать судебного заседания. Сначала дело хотели квалифицировать как уголовное, но затем ограничились административным.

— Мне повезло, что все это произошло в людном месте. И, к слову, видеокамера, которая вообще-то должна записывать происходящее в поликлинике, не работала. Вот такая у нас забота о безопасности людей…

В здании суда довольно многолюдно. Милиционеры ведут по коридору хмельного обвиняемого, который в январский день одет почему-то в шорты и спортивную майку. Мужчина на скамейке рассказывает, как семь лет мыкался по этим кабинетам вместе с супругой, «хату делил». В это время из другой комнаты показывается миловидный секретарь и зовет участников административного дела №8585. Значит, наша очередь.

Андрей заходит в кабинет, а за ним в дверях появляется напряженная фигура его оппонента — Константина (имя подсудимого мы изменили). Заседание начинается. К слову, фотосъемка в подобных случаях запрещена.

Константин рассказывает судье Юрию Горбатовскому, что, когда на работе узнали о заведенном деле, сразу уволили его. Так что сейчас бывший грузчик учится на курсах водителей-погрузчиков и официально является безработным.

— У меня одна просьба — все нормально решить и разойтись по обоюдному согласию мирным путем, — говорит Константин. — Вину свою я признаю, но хочу объяснить ситуацию. Да, я защищался и поднял руку. Но инцидента этого не было бы, если бы товарищ повел себя более корректно в отношении моей жены, в отношении старушек-бабушек, которые сидели в очереди. Все можно было решить абсолютно мирным путем, но получилось просто глупое недоразумение. Я перед вами извиняюсь. Я повел себя, конечно, некорректно… Но ведь у меня в одной руке был планшет, так что у меня не было умысла подымать руку. Я ее поднял по большей части только для того, чтобы защититься. Но получилось так, что нанес увечья, за что прошу прощения.

— А куда вы ударили? — задает вопрос судья.

— Один раз я попал тыльной стороной ладони ему в губу. Там написано было, что когда он упал, то повредил себе плечо… Но я по большей части не бил, а защищался, — упорно гнет свою линию экс-грузчик. — Вообще, я думал, что до суда не дойдет. Чтобы два взрослых человека и не могли решить такой инцидент — детский сад!

— А почему вы не сходили и не извинились ранее? — снова прерывает обвиняемого судья.

— Я просил участкового дать телефон или адрес. Но он ни в какую — и все! Я хотел встретиться, извиниться, поговорить.

Юрий Горбатовский поясняет Андрею, что Константин признает свою вину и просит прощения. В подобных случаях дела как возбуждаются по требованию пострадавшего, так и могут быть прекращены по его же инициативе. Так что теперь решение за Андреем, говорит судья. Но SEO-специалист не готов простить обидчика. Он в красках рассказывает о произошедшем.

— У меня был талон к терапевту на 18:10. Обычно у нас к врачу нужно стоять полтора-два часа: народу все больше, а врачей столько же. За полчаса до приема терапевта я был на месте. Врач по каким-то причинам начала прием не вовремя, скопилась большая очередь людей — как с талонами, так и без них. Возник вопрос: в каком порядке заходить в кабинет? Обычно в таких ситуациях заходит один человек по талону, один по живой очереди. Я встал и просто предложил это, не настаивал. Тут — я даже не успел ничего сделать — из конца очереди выскочил незнакомый мужчина и с криком: «Ты вперед меня не пойдешь!» — начал меня бить. Без всяких предисловий и объяснений. Идет удар левой рукой, правой, я падаю… Он начинает меня колотить ногами с целью избить очень качественно. И справа в лицо, и слева, и по прямой, и по зубам, разбил губу… Когда я упал, он начал меня бить ногами и конкретно целился в голову. Это меня больше всего задело… Хорошо, что вокруг была очередь и его оттащили. Я отбежал к лестнице и вызвал милицию. Когда Константин услышал об этом, он нанес мне еще несколько ударов, но уже не так рьяно. Я убежал на первый этаж, хотел ждать милицию. Но как ты будешь ждать милицию, если он за тобой идет и продолжает бить! Это же невозможно!.. Он же, не скрываясь, в полной уверенности, что ему ничего не будет, взял свою карточку и отправился на прием к врачу.

Сотрудники милиции приехали только через 50 минут. В десятом часу вечера Андрей писал заявление в отделении. А на следующий день, вместо того чтобы пойти на работу, отправился снимать побои. Гематомы стали веским доказательством в деле.

Тем временем судья Юрий Горбатовский во второй раз пытается привести стороны к мирному решению конфликта.

— Андрей Александрович, посмотрите, вот он [обвиняемый — прим. Onliner.by] перед вами сейчас присутствует, прощения у вас просит. Вы это как-то учитываете?

— Этот случай, я считаю, произошел только из-за одного — от чувства безнаказанности. Если бы его хоть кто-то приструнил раньше, он бы понял, что мы живем в государстве, тут люди…

Константин перебивает и начинает снова рассказывать судье, что он больше защищался, чем нападал. А ноги у головы потерпевшего?.. Это все Андрей атаковал и хватал его за ноги.

— Постойте. Здесь есть показания свидетелей из поликлиники. Они указывают, что, когда Андрей Александрович упал, вы били его ногами. Это так? — спрашивает Юрий Горбатовский.

— Это тоже спорный вопрос… Бил ли я, если он хватал меня за ноги? Я от него отталкивался, — отвечает Константин.

— Почему спорный?.. Вы вообще понимаете, что находились в общественном месте, в поликлинике, там люди сидят. Человек лежит на земле, а вы бьете его ногами!

Андрей продолжает настаивать на наказании.

—Но я уже пострадал, меня уволили с работы! — говорит обвиняемый.

— Не надо просить прощения, Константин Павлович, я вас не прощаю! — непреклонен потерпевший.

После этих слов дело идет к развязке. Судья спрашивает у Андрея, какое наказание для Константина он считает более честным: штраф до 30 базовых величин или арест до 15 суток? Потерпевший считает, что лучше всего наказать обидчика рублем. И суд незамедлительно приговаривает нарушителя к штрафу в 30 базовых — это 3 900 000 рублей. Деньги Константин должен выплатить в течение месяца.

Приговор озвучен, но и за дверью суда Константин не прекращает свой спор с Андреем:

— Где я возьму четыре миллиона, учитывая, что у меня нет работы?! Да я Новый год встретил с «Буратино», — грустно говорит он. И тут же переходит в нападение: — Слушай, дружище, если бы я хотел тебя ударить, то это выглядело бы совершенно по-другому!.. Сидел бы ты спокойно, тихо, ничего бы это не было!

Кажется, еще немного, и Константин снова начнет махать кулаками. Он вплотную подходит к своему противнику, невзначай задевает его рукой… Андрей нервно засовывает руки в карманы, пожимает плечами и говорит, что ему пора возвращаться на работу. Через несколько недель его ждет еще одно судебное заседание: он собирается взыскать с Константина четыре миллиона за моральный ущерб.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by