На прилавках минских магазинов вы не сможете найти икру белуги-альбиноса «Алмас» или кофе из зерен, прошедших через кишечник циветты. Ну и бог с ними, на заморские деликатесы у белорусов все равно не хватит денег. Любопытно, что в список продуктовых редкостей, за которыми гоняются коллекционеры, у нас попала… отечественная вода. Многие белорусские производители алкоголя решили диверсифицировать производство (так они говорят) и выпустили свою «водичку». Но где ее можно купить? Мы решили провести небольшой эксперимент и пробежались по крупным торговым центрам.
Редчайший экспонат
«В линейке выпускаемых продуктов появилась чистая негазированная питьевая вода „Бульбашъ“. Питьевая вода „Бульбашъ“ добывается из артезианской скважины глубиной 110 м, обеззараживается ультрафиолетовым излучением». Такую новость еще в 2010 году разместили на своем сайте специалисты алкогольной компании. Соответствующая реклама появилась на городских билбордах, в журналах. А в продаже? Видимо, нам отчаянно не везло, но за три года бутылку оригинальной формы на прилавках видели лишь однажды. В этот раз решили искать целенаправленно. Помимо «Бульбаша», устроим «охоту» на воду «Сябры», «Кристалл», «Сваяк», «Аквадив», «Александрия» и другие.
В «Гиппо» на улице Городецкой нас постигла неудача. Девушка-мерчандайзер ругалась с кем-то по телефону: плохо выставили на полке соки Rich. Про «водочную» воду говорить не захотела по причине занятости. На стеллажах в Bigzz обнаружилась вода Valvert, Mattoni, S. Pellegrino, «Карловарская», «Нарзан», «Архыз» и даже «Архызик» — а вот «Бульбаша», «Сваяка» и компании нет. «Вроде где-то были бутыли с „Аквадивом“», — проявил рвение работник гипермаркета. Но так их и не нашел.
Наш поиск завершился ничем в «Соседях», расположенных в ТЦ All, в ProStore на проспекте Победителей, в ЦУМе. В течение месяца мы несколько раз наведались в фирменный магазин «Бульбаша» в Веснянке. Но и там воды не было.
«Еще не привезли», — извиняющимся голосом говорила продавщица. При этом заметила: мол, а чего она вам так нужна? Это же обычная питьевая вода.
Выходит, необычная — редчайшая.
Воду от «Кристалла» удалось обнаружить только на Комаровке, в холодильнике у торговца шаурмой. А в «Рублевском» на улице Московской отыскалась бутылочка лечебно-столового «Аквадива» по цене около 9 тыс. Вот и весь «улов». Негусто! Может, воду сметают с прилавков из-за ее волшебного вкуса?
В магазинах, где мы задавали такой вопрос, на нас смотрели, как на малых детей. Очевидно же, что воду производят не для продажи и не для завоевания рынка, а для рекламы основного продукта, поясняли продавцы. По словам маркетологов, в стратегии «зонтичного» бренда (когда под одной и той же маркой выпускают сразу несколько товаров одной кампании) ничего плохого нет. Бизнес есть бизнес.
К слову, выпуском минералки стратегия алкогольных компаний не ограничивается. В прошлом году в Минске появилась реклама праздничного агентства «Немирофф Праздник», которое якобы может помочь с организацией корпоративов. Дозвониться в этого агентство у нас не получилось ни в 2012-м, ни в 2013-м. Здесь постоянно срабатывает голосовая почта. Эксперты рекламного рынка практически не сомневаются: компания — «фейковая».
Производители: выпускать воду выгодно
Что говорят о подозрениях и нехорошей молве производители? Ситуацию с водой нам прокомментировали на заводе «Бульбашъ».
— Почему вашу воду не найти даже в фирменном магазине? Может, ее выпускают ограниченным «тиражом»?
— Вода выпускается по возможности в больших объемах. Просто на данный момент ее нет. На следующей неделе вы сможете ее найти в продаже.
— Вода пользуется спросом?
— Да, конечно. Мы планируем расширить объемы, линейку, виды и так далее. Не будем говорить за все алкогольные компании, но что касается нас, то это не только какой-то вариант рекламы.
МВД: рекламу надо запретить
С инициативой запретить подобную «зонтичную» рекламу весной 2013-го выступило МВД. Что удалось сделать, и как победить алкогольное лобби?
«Мы инициируем включение в план подготовки законопроектов на 2014 год проект закона о внесении изменений в законодательные акты по вопросам оборота алкоголя. Помимо прочего, предлагаем поднять и вопрос по скрытой рекламе, — рассказал в интервью Onliner.by начальник управления профилактики Главного управления охраны правопорядка и профилактики МВД Олег Каразей. — Производители говорят, что проблем нет, что воду они продают, но мы считаем иначе. Даже на рекламных плакатах воду изображают идентично основной алкогольной продукции. Мы согласовывали позицию с Министерством торговли, специалисты пояснили, что сейчас в законодательстве имеется пробел. Заложенная норма по рекламе исходит из порядочности производителей. Но они злоупотребляют своим правом. Если хотят производить воду, пусть производят, но рекламировать ее нельзя».
По словам Олега Каразея, в МВД понимают, что один лишь рекламный запрет на общую ситуацию с алкоголем в стране не повлияет. Действовать нужно в комплексе: ограничить количество мест, где продают пиво и водку, убрать «чекушки» с видных мест в магазинах, к примеру с прилавков в прикассовой зоне…
«В последнее время объемы производства алкоголя в Беларуси несколько снизились, но цифры все равно остаются неприятными, — продолжает начальник управления профилактики. — Уровень потребления абсолютного алкоголя на душу населения превышает 12 литров в год, тогда как по нормам ВОЗ даже 8 литров считается проблемой для нации. Нас поддерживают Минздрав, МЧС, а вот у министерств и организаций, занятых торговлей, нередко иная позиция. Они видят в алкогольном бизнесе рентабельность и прибыль. Вопросов нет, заводы действительно прибыльны. Но многочисленные исследования, в том числе и в Беларуси, показали: те деньги, которые государство сейчас получает от продажи спиртного, меньше тех средств, которые в перспективе будут потрачены на лечение заболеваний, выплату компенсаций детям-сиротам. Не говоря об ущербе от пожаров, ДТП, о росте преступности и других факторах, к которым приводит алкоголизация населения».
Комментарий юриста
Ситуацию с рекламой «дефицитной» минеральной воды от алкопроизводителей прокомментировал адвокат Сергей Зикрацкий:
— Реклама «зонтичных» брендов — известное явление в Беларуси. Про нее знают все, кто так или иначе связан с продвижением товаров, реклама которых запрещена или ограничена. Главным образом это касается алкогольных напитков, хотя и не только. Про рекламу «зонтичных» брендов знают и креативные агентства, и юристы, и контролирующие органы.
Собственно, и законодательно такая реклама не только не запрещена, но и урегулирована.
Закон «О рекламе» устанавливает, что на рекламу товарных знаков распространяются все ограничения и запреты, установленные в отношении рекламы данного товара. Это означает, что на рекламу товарного знака, под которым продаются, например, алкогольные напитки, распространяются все ограничения, связанные с рекламой собственно алкогольных напитков.
Однако далее закон делает прямое пояснение о рекламе «зонтичных» брендов: установленные ограничения и запреты не распространяется на рекламу товарных знаков, если они используются также для обозначения иного товара или организации, не ограниченных и не запрещенных к рекламированию при условии, что в рекламе содержится указание на такой товар или организацию.
Вот этой нормой на вполне законных основаниях и пользуются производители товаров, реклама которых ограничена. Например, производитель алкогольных напитков регистрирует свой товарный знак в классе не только алкогольных напитков, но и питьевых вод или соков и начинает «рекламировать» воду или сок.
Однако граждане регулярно обращаются с претензиями по поводу такой рекламы. По их мнению, указание на вид товара зачастую выполняется маленькими буквами, и потому никто не осознает, что рекламируется вода, а не алкоголь. Другая распространенная жалоба: воду, сок или иной рекламируемый товар в магазинах днем с огнем не сыщешь.
На сегодня регулирующие органы пока не берут на себя смелость полностью запретить такую рекламу, хотя подобные инициативы были. К слову, реклама «зонтичных» брендов в соседней России уже запрещена. Однако надо отдать должное государственным органам: они стараются реагировать на претензии граждан. Так, в июле этого года вступили в силу изменения в закон «О рекламе», которые, среди прочего, установили, что в случае рекламы «зонтичных» брендов указание на наименование товара или организации, которые рекламируется, должно выполнятся шрифтом, размер которого не должен быть менее размера шрифта, используемого для изображения самого товарного знака, а в телевизионной рекламе и на баннерах в интернете — размещаться на протяжении всего времени рекламы, в рекламе на радио — обязательно озвучиваться. Теперь написать наименование товара маленькими буквами уже не получится.
Что касается отсутствия в розничной сети самих товаров, то мне известно, что контролирующие органы по жалобам граждан проверяют такие факты. В случае если рекламируемый товар на самом деле не предлагается к продаже, такая реклама может быть признана ненадлежащей.