Репортаж: корреспонденты Onliner.by попытались обмануть детектор лжи

 
8730
08 апреля 2013 в 15:42
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Аркадий Соболев, видео — Алексей Носов
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Аркадий Соболев, видео — Алексей Носов

Для Беларуси проверка на полиграфе, или, как его называют в народе, детекторе лжи, — процедура пока еще непривычная. Корреспонденты Onliner.by рискнули и добровольно отправились проходить тест на честность, а заодно и выяснять тайны психики по анализу почерка.


«Подобные аппараты, так называемые детекторы лжи, появились в Беларуси в конце девяностых. Хотя еще в 1975 году приказом Андропова была создана легендарная 30-я лаборатория при Институте криминалистики ФСБ, где занимались такими исследованиями. Разумеется, тогда они были закрытыми», — встречает нас эксперт-полиграфолог, кандидат психологических наук, сотрудник ООО «Лаборатория Архипова» Игорь Архипов.

Сегодня в лабораторию обращаются за экспертизами и силовики, и коммерческие структуры (чаще филиалы российских компаний), и частные лица. Мужья отправляют на детектор лжи своих жен, которых подозревают в измене. Родители проверяют, не успели ли их юные отпрыски пристраститься к алкоголю или наркотикам. Стоит такая процедура в среднем от $100.

Одна из самых популярных услуг — служебное расследование. Например, в одном ювелирном магазине из кассы пропало 29 млн рублей. Игорю Архипову поручили проверить на детекторе лжи 10 сотрудниц магазина, что он добросовестно и сделал. С девяти девушек он снял подозрения, а вот десятая проходить опрос на полиграфе отказалась и очень быстро уволилась из магазина… Расследование на этом было закрыто.

«Очень часто роль полиграфа именно реабилитирующая. Так было и в случае с обвинением в непреднамеренном убийстве, которым я занимался по просьбе военной прокуратуры, и с трудным расследованием, когда человека подозревали в педофилии. Я промучался с ним несколько часов, проводил тест за тестом, но в итоге оправдал. Дело в том, что вопросы на сексуальные темы очень тяжелые, поскольку они сугубо личные для человека. Человек может реагировать на них очень сильно не потому, что в чем-то замешан, а потому, что это сокровенное… Кроме того, есть проблема „навязанных реакций“, когда людей уже замучили какими-либо вопросами. Например, очень часто в семьях бывает, что муж подозревает жену в измене, постоянно клюет ее, мол, ты мне не верна. И реакции в таком случае могут быть не потому, что человек изменял, а потому, что эта тема становится очень важной, личностной… А вообще, хочется всем людям верить», — говорит обладатель медали Американской ассоциации полиграфологов.

Обстановка в лаборатории аскетическая. В одной комнате — полиграф и видеокомплекс. Последний не только записывает все, что происходит во время экспертизы, но и анализирует любые движения тестируемого: мимику лица, внезапный поворот глаз. В другой комнате стоит компьютер, на который подается видеосигнал. За всеми изменениями в поведении человека следит ассистент полиграфолога. При желании за процессом может наблюдать и заказчик, например директор фирмы, который отправил на детектор лжи своего потенциального сотрудника.

«Средняя точность полиграфа — 88%-95%. Хотите знать, можно ли его обмануть? Я вам вот что скажу. А вы попробуйте обмануть пару: аппарат плюс полиграфолог! В интернете можно много всяких методов начитаться, как обмануть детектор лжи. Например, подложить кнопку в ботинок или выпить успокоительное. Но это все вам не поможет. Аппарат работает с памятью человека. И если там хранятся следы определенного события, то ваш организм вас выдаст», — убеждает Игорь Архипов.

Что ж, пора приступать к эксперименту. Фотокорреспондент Onliner.by Аркадий согласился пройти на детекторе лжи стандартный тест, который предлагает своим соискателям крупная фармацевтическая компания. «Джентльменский набор» — это вопросы на алкогольную, игровую и наркотическую зависимость. «Токсикоманов мы уже не берем, — отмечает полиграфолог. — Это было в период перестройки, когда алкоголь пропал и люди стали нюхать».

«Что-то я волнуюсь», — говорит Аркадий, когда два датчика дыхания защелкиваются у него на груди и на животе. «Это нормально. Элемент волнения мы всегда учитываем», — Игорь Архипов методично прикрепляет датчики к пальцам Аркадия. Маленькие «пластиночки» фиксируют динамику потоотделения и пульсацию в кровеносных сосудах. А датчики движения заметят любую попытку нажать пяткой на ту самую кнопку. Во время теста нельзя шевелиться, крутить головой или руками, все движения исключены.

«В самом начале я обязательно делаю с клиентом игровой тест на имя, чтобы он успокоился, увидел, что аппарат работает четко, определяет, где правда, а где ложь, даже в игровой ситуации. Как правило, после демонстрации возможностей полиграфа люди, которым нечего скрывать, успокаиваются. Ну а для тех, кто сознательно планирует что-либо утаить при ответе на настоящие, рабочие вопросы, эффект обратный — уровень тревожности поднимается еще выше», — объясняет полиграфолог.

Суть игрового теста на имя проста. Полиграфолог задает человеку вопросы о его имени, отвечать на которые можно только «да» или «нет». По просьбе Игоря нашему фотокору нужно соврать.

«Так, картинки мы получили. Сигналы Аркадия я вижу. Приступим… Вас зовут Игнат?»«Нет».«Сергей?»«Нет».«Константин?»«Нет».«Аркадий?»«Нет». Как ни старался наш фотокор ответить уверенным тоном, полиграф неумолим. «Прошел сильный спазм по сосудам, изменилось верхнее грудное дыхание. 88% того, что четвертый ответ — неправильный», — констатирует Игорь Архипов.

Теперь начинаются настоящие вопросы. «Вы боитесь, что после проверки на полиграфе вам откажут в приеме на работу?»«Нет».«У вас есть скрываемые от нас контакты с конкурентами?»«Нет».«У вас есть основания бояться проверки на полиграфе?»«Да, есть: тролли затроллят».«Тогда этот вопрос пропускаем. Следующий. У вас есть проблемы, связанные с употреблением алкоголя?»«Нет».«Вы систематически употребляете наркотики?»«Нет».«Вы подделывали служебные документы для получения личной выгоды?»«Нет». Около двадцати таких вопросов в итоге смогут вывести на чистую воду преступные намерения любого человека.

Что же наш Аркадий? «У вашего фотокора устойчивая реакция на все вопросы. Я не увидел ни одного вопроса, который выбился бы из общей колеи, — успокаивает нас полиграфолог. — Хотя для точного результата нужно как минимум трижды повторить опрос».

И этого будет достаточно, чтобы узнать все характеристики личности? «При желании можно заказать еще одно исследование — графологический анализ, то есть анализ по почерку. Распишитесь-ка вот здесь, на листе о добровольном согласии на проведение опроса на полиграфе», — Игорь Архипов уже несет бумагу с моей подписью к компьютеру. Пятнадцать минут — и заключение экспертизы готово. «Крупные буквы в начале подписи говорят о том, что человек отдает предпочтение умственному труду. Очень большая заглавная буква — значит, вы капризны, у вас повышенная требовательность к окружающим. Правый наклон букв — признак сбалансированности черт характера, способности к пониманию, компромиссам. Росчерк в виде черты говорит о живости натуры». Правда, чтобы сделать точный графологический анализ личности, одной лишь подписи маловато. Нужно, чтобы человек исписал целый лист бумаги формата А4.