Репортаж с милицией: кто ходит на деревенские дискотеки, что бывает за пиво в подъезде, и сколько стоят «детские» проделки

 
3269
02 апреля 2013 в 9:55
Автор: Артур Боровой. Фото: Максим Малиновский
Автор: Артур Боровой. Фото: Максим Малиновский

Пионеры из советских фильмов вечерами играли в шашки, пели в хоре, вальсировали на танцплощадках и не знали, что такое секс. Сейчас на улице другой век и другое кино — со «спайсом», «полторашками» дешевого пива и стрелками, которые назначают через «ВКонтакте». О том, как гуляет молодежь и чем это чревато, — в нашем фоторепортаже.

* * *

Вечер выходного дня. Сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних Минского РУВД садятся в гражданскую «Ладу». В планах — отработка злачных мест в Боровлянах, Колодищах, Острошицком Городке, Юзуфово и других близлежащих от Минска населенных пунктах. Будем искать несовершеннолетних, которые не умеют отдыхать культурно и нарушают закон.

Девять часов, Колодищи. Обшарпанная пятиэтажка неподалеку от общежития Центральной геофизической экспедиции. На улице сыро, под ногами — слякоть. У милиционеров есть информация, что где-то в этих местах, на чердаке подростки устроили притон. Возможно, даже балуются наркотиками.

Заходим в подъезд. На лестничной площадке фонарик высвечивает несколько бутылок из-под пива, водки, пустые тюбики от клея.

«Клей — это уже отходящее, редко встретишь, — говорит старший участковый инспектор ИДН Евгений Рябцев. — Клей нюхают разве только ученики 5—6 классов. Те, кто постарше, предпочитают „спайс“. И это сейчас огромная проблема. Время от времени нам звонят мамы, папы, плачут. Говорят: „Сын пришел домой, вроде бы не пьяный, но какой-то заторможенный“. Смеси — зло, но далеко не все школьники это понимают».

Спускаемся вниз — в тамбуре милиционеры замечают притаившуюся компанию молодых людей.

— Наркотики употребляли?

— Только пиво!

— Сколько полных лет?

Одной из девушек, как оказалось, 17. Даша учится в колледже швейного производства. Говорит, что много не пила, просто с подружкой решили посидеть «в подъезде у батареи». Едем в колодищанский опорный пункт, чтобы составить протокол.

По дороге нам рассказывают историю. Недавно в Колодищах случилось ЧП: молодежь устроила драку, одного ударили ножом. История смутная, сейчас идет проверка. Якобы в интернете парень оскорбил родителей знакомого, потом отправлял нехорошие SMS. В сети «ВКонтакте» обидчику назначили стрелку. Завязалась драка… Хорошо, что «детишки» не покалечили друг друга.

В опорке Дарья дает показания.

— Привлекалась к административной ответственности?

— В девятом классе. Тоже за распитие.

— Часто пьешь?

— Нет.

— Сколько пили?

— Литр на двоих.

— Чем закусывали?

— Жареным батоном. Гренками то есть.

За Дарьей приезжает отец, она говорит, что «больше не будет». Но отвечать-таки, в том числе и родителям, вероятно, придется.

* * *

Острошицкий Городок, десять вечера. Сквер в центре, рядом с библиотекой. В сквере трое — смеются, курят. Наша «Лада» тормозит. Один паренек, замечают милиционеры, по виду несовершеннолетний. Владислав отнекивается, но потом признает, что ему 17 лет. Из наушников у него ревет Rammstein.

Ребята грамотные. Говорят, что взяли две «полторашки» на троих, а пили в гараже у старшего, работника СТО. То есть не в общественном месте.

— Всего лишь две бутылки? А почему так разит?

— Так это пиво белорусское такое! — смеются они.

17-летнего «пивца» предупреждают, а его товарищам придется явиться на административную комиссию Минского райисполкома и заплатить штраф. По миллиону на брата — за то, что вовлекли в распитие несовершеннолетнего. Дороговато обошлось пивко…

* * *

«Когда я только пришел сюда на работу и первый раз посетил дискотеку, то буквально поседел, — рассказывает Александр Цыпленков, директор Дома культуры в деревне Юзуфово. — Представьте: темень, под ногами бутылки звенят, 15 человек танцуют в кирзачах».

Сейчас дискотека в ДК выглядит цивилизованно. Вход стоит 10 тыс. рублей. Правда, посетителей мало.

На часах больше одиннадцати вечера, громко ревет музыка, но танцпол пуст. На крылечке курит парень с печальными глазами. На милицию он смотрит равнодушно. Эка невидаль! Недавно на дискотеку в Юзуфово в рамках профилактической отработки приезжал автобус с ОМОНом.

На танцполе замечаем двух девушек, только-только купивших билеты. «Нам по 19!» — говорят они хором. Одна явно врет. Возраст узнают, связавшись с дежуркой и уточнив данные барышни по базе. Оказывается, все-таки 17, а значит, хоть и трезвая, барышне пора домой. ДК штрафовать не будут, несмотря на то, что пустили несовершеннолетнюю на ночное мероприятие. Девушка и администрации чуть приврала. «Да меня папа отпустил, в чем проблемы?» — удивляется она. Проблем никаких, но придется звонить отцу.

«Повышенное внимание к дискотекам дало свои результаты: всю эту нездоровую атмосферу с пьянками, драками, скандалами нам удалось свести на нет, — считает начальник ИДН Минского РУВД Ольга Чемоданова. — Рейды проводим регулярно, практически каждые выходные. Молодежь знает: вести себя лучше в рамках приличия».

Есть и другая сторона медали: многие сельские дискотеки в Минском районе сейчас практически опустели. В некоторых ДК, говорит нам Цыпленков, их и вовсе не проводят: зачем попусту тратить электричество, если посетителей почти нет?

* * *

Любовь Сергеевна живет в доме-бараке на окраине Колодищей. Ее дочери Тане 14 лет. Сейчас Татьяна — в больнице в Новинках.

«Девочка занималась бродяжничеством, периодически убегала из дома, гуляла по улицам после 23:00, живет взрослой жизнью, в школе совершила кражу, — перечисляет Евгений Рябцев, пока мы стучимся в дверь. — В Новинках она проходит курс лечения от алкогольной зависимости. А потом будем готовить документы, чтобы отправить ее в спецшколу».

«Забрать дочку ко всем чертям» у милиции просила мать. Но сегодня она плачет, говорит, что надо дать девочке последний шанс: «А вдруг одумается?»

За проделки несовершеннолетних родители должны платить. Милиционеры просят мать расписаться в штрафных квитанциях. Она хватается за голову: откуда-то надо достать 4 млн. Мать задумывается: а может, и правда выгоднее отдать девочку в эту самую специальную школу? Впрочем, это будет решать суд.

Такие истории, говорят в милиции, не редкость. Подростки, часто из неполных, малообеспеченных семей, уже в детстве активно пытаются поставить крест на своей дальнейшей судьбе. В Ждановичах имеется персонаж, который уже более десятка раз попадался на кражах. Что с ним делать, как образумить, неизвестно. Колония по нему не плачет, а рыдает. А ведь там из парня вряд ли сделают человека.

* * *

Двенадцать часов ночи, в центре Боровлян, рядом с кафе, «расстелила поляну» веселая компания. На снегу бутылка водки, в руках стаканы. «И что, не стыдно вам своих барышень морозить?» — обращаются к парням сотрудники ИДН. Здесь все взрослые, ребята быстро понимают намек и исчезают в темноте.

Пора сворачиваться и нам. Местные «пионеры», как и положено несовершеннолетним, судя по всему, уже отошли ко сну.